Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Интервью и выступления
Выступление советника РАН, академика А.А. Саркисова на 22-ом Пленарном Заседании КЭГ МАГАТЭ
Выступление зам. директора ИБРАЭ РАН Линге И.И. на конференции в г. Челябинске 2-3 декабря 2008 года
Выступление заместителя директора ИБРАЭ РАН, И.И. Линге, на IV международном ядерном форуме
Выступление заместителя ген. директора ГК "Росатом" Е.В. Евстратова 11-20 мая 2009 г. в г. Вене
 

Второй национальный доклад Российской Федерации
о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами

 

 Е.В. Евстратов, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом»

 

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» образована в 2008 году. Она является преемником Федерального агентства по атомной энергии, которое в свою очередь было преемником Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
Деятельность и полномочия Госкорпорации «Росатом» регулируются специальным законом «О государственной корпорации «Росатом».

 

 Image


Второй Национальный доклад о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами подготовлен Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».
По содержанию Национального доклада Российской Федерации, представленного на сайте МАГАТЭ, было задано более 100 вопросов от представителей 17 стран.
В ряде вопросов, в том числе специалистов Швеции, Японии, Нидерландов, имелись положительные оценки доклада в целом и его отдельных разделов.
На все вопросы были даны исчерпывающие ответы.
Наиболее важные и интересные темы будут отмечены в докладе.
Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» установлены органы регулирования безопасности, органы государственного управления и определены их роли.
В соответствии со ст. 20 данного закона государственное управление использованием атомной энергии осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.07.06 № 412 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219) органами государственного управления использованием атомной энергии определены Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и 11 федеральных министерств и ведомств:
 - Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; 
 - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
 - Министерство энергетики Российской Федерации;
 - Министерство регионального развития Российской Федерации; 
 - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
 - Федеральное агентство морского и речного транспорта; 
 - Федеральное агентство по образованию; 
 - Федеральное агентство по науке и инновациям; 
 - Федеральное агентство по недропользованию;
 - Федеральное агентство по техническому регулированию;
 - Федеральное медико-биологическое агентство;
 - Министерство обороны Российской Федерации.
Большое количество органов управления использованием атомной энергии объясняется широким использованием радиационных источников.
В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» используются понятия:
Ядерные установки – сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие …транспортные средства, …исследовательские ядерные реакторы, критические и подкритические ядерные стенды; другие содержащие ядерные материалы установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
Радиационные источники – не относящиеся к ядерным установки, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
Пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов – не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам объекты, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.
Подавляющая часть ядерных установок и пунктов хранения находится в организациях Госкорпорации «Росатом».
На Госкорпорацию «Росатом» возложены полномочия государственного управления использованием атомной энергии. Среди них развитие и безопасное функционирование атомной энергетики и ядерного топливного цикла,  обеспечение ядерной и радиационной безопасности,  нераспространения ядерных материалов и технологий,  международного сотрудничества.
По вопросам обращения с ОЯТ и РАО Госкорпорация «Росатом» также является:
 • государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;
 • центральным государственным органом и пунктом связи в соответствии с международной Конвенцией о физической защите ядерного материала;
 • национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала.
Стратегия развития энергетики России, предусматривающая опережающий рост и увеличение доли атомной энергетики в общем объеме выработки электроэнергии, нашла отражение в Программе долгосрочной деятельности Госкорпорации «Росатом».
Программа долгосрочной деятельности – основной руководящий документ Госкорпорации «Росатом».
Программа долгосрочной деятельности утверждена постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2008 г. № 705.
В результате реализации Программы к 2015 г. должны быть:
 - реализован крупный блок работ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
 - завершены мероприятия по реорганизации предприятий и учреждений отрасли и обеспечению функционирования Госкорпорации «Росатом» как единого организационно-правового, производственно-технологического и научно-технического комплекса атомной отрасли Российской Федерации;
 - выполнены планы по развитию.
Работы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности действующих производств реализуются двумя способами:
 - первый и основной объем выполняется эксплуатирующими организациями, в соответствии с условиями действия лицензий;
 - второй, главным образом в области ядерного наследия, ведется централизованно, за счет средств федерального бюджета, в рамках федеральных целевых программ и программ Госкорпорации «Росатом».
Масштабные работы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, реализуемые за счет средств федерального бюджета, запланированы Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП «ЯРБ»).
Общий объем финансирования ФЦП «ЯРБ» на 2008-2015 годы составляет около 145 млрд. руб., в том числе 132 млрд. руб. - из средств федерального бюджета.
В 2008 году реализованы мероприятия на 10 млрд. руб.
Программа является первым крупным шагом на пути решения накопленных проблем, в том числе связанных с обращением с ОЯТ и РАО, выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, совершенствованием систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.
Запланированы работы по 240 объектам в 50 организациях.
Госкорпорация «Росатом» является государственным заказчиком-координатором ФЦП «ЯРБ». В реализации программы принимают участие 8 федеральных органов исполнительной власти.
Реализация программных мероприятий ведется по пяти направлениям
 - Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с ОЯТ и РАО.
 - Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью. 
 - Создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной эксплуатации и аварий.
 - Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия.
 - Научное, информационно-аналитическое и организационное обеспечение государственной деятельности в области ядерной и радиационной безопасности.
Помимо практической деятельности по обеспечению безопасности обращения с ОЯТ и РАО предпринимаются шаги по развитию законодательства в данной области.
Госкорпорацией «Росатом», с привлечением заинтересованных ведомств, разработан проект федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами».
В целях организации и обеспечения безопасного обращения с РАО, включая их обязательное захоронение, законопроектом предусматривается создание Единой государственной системы обращения с РАО (ЕГС РАО).
ЕГС РАО предусматривает деятельность:
 • органа управления в области обращения с радиоактивными отходами;
 • национального оператора;
 • специализированных организаций и производителей РАО.
Органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии будут осуществлять свои обычные функции в части обращения с РАО.
В числе основных принципов создания и функционирования ЕГС РАО:
 • ответственность производителей РАО за обеспечение безопасности при обращении с РАО вплоть до их передачи Национальному оператору;
 • финансовое обеспечение всех стадий обращения с РАО, включая захоронение, за счет производителя РАО;
 • исключение возможности захоронения РАО вне определяемых Правительством Российской Федерации пунктов захоронения.
Основной механизм – установление лимитов промежуточного хранения РАО у производителей.
В настоящее время законопроект «Об обращении с РАО» готовится к представлению в Правительство Российской Федерации.
В 2008 году была утверждена отраслевая концепция по обращению с ОЯТ.
В концепции отмечается, что в основу государственной политики Российской Федерации в области обращения с ОЯТ положен принцип его переработки для обеспечения экологически приемлемого обращения с продуктами деления и возврата в ЯТЦ регенерированных ядерных материалов. В национальной практике обращения с ОЯТ используется длительное хранение и переработка.
На АЭС и исследовательских ядерных реакторах после 3-5 лет выдержки в приреакторных бассейнах дальнейшее хранение ОЯТ реализуется в 2-х вариантах:
 1. в специальных приреакторных хранилищах (для ОЯТ РБМК-1000, ЭГП-6, АМБ, неперерабатываемого ОЯТ исследовательских реакторов);
 2. в централизованном «мокром» хранилище ФГУП «ГХК» (для ОЯТ ВВЭР-1000).
Длительное хранение ОЯТ ядерных энергетических установок атомного ледокольного флота осуществляется на судах атомного технологического обслуживания.
Касаясь запланированной деятельности, отметим, что значимые работы в рамках ФЦП «ЯРБ» ведутся по реконструкция «мокрого» хранилища ОЯТ ВВЭР-1000 на ФГУП «ГХК», введенного в эксплуатацию в 1986 году, с увеличением его вместимости до 8,6 тыс. тонн.
Там же ведется строительство «сухого» хранилища ОЯТ камерного типа.
В рамках ФЦП «ЯРБ» ведутся работы по вывозу ОЯТ исследовательских реакторов из РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», МИФИ, Томского политехнического института.
Кроме этого запланировано повышение безопасности хранения ОЯТ исследовательских реакторов в других научных центрах.
К вопросу специалистов США по сухому контейнерному хранению:
Вывоз ОЯТ РБМК-1000 из пристанционных хранилищ АЭС в сухое хранилище предусмотрен после 2010 года, после ввода в строй первой очереди сухого хранилища и создания на Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС комплексов разделки и контейнерного хранения. В настоящее время на Ленинградской и Курской АЭС ведутся монтажные работы комплексов разделки и контейнерного хранения ОЯТ РБМК-1000.
На Смоленской АЭС начато сооружение аналогичного комплекса.
Ввод комплексов в эксплуатацию запланирован: 2010 год - Ленинградская АЭС, 2011 год - Курская АЭС, 2013 год - Смоленская АЭС.
Переработка ОЯТ производится в Российской Федерации на заводе РТ-1 ПО «Маяк» с 1977 года.
РТ-1 осуществляет переработку ОЯТ энергетических реакторов ВВЭР-440, БН-600, реакторов транспортных ЯЭУ ледоколов и исследовательских реакторов.
Технологическая водно-экстракционная схема переработки ОЯТ на заводе РТ-1 близка к классическому варианту схемы PUREX-процесса.
Проектная производительность завода - 400 т/год, реальная - 100 т/год, что обусловлено объемами поступающего на переработку топлива.
Кроме этого в ФЦП «ЯРБ» предусмотрены:
 • комплекс работ по повышению экологической безопасности завода РТ-1;
 • создание комплекса по обращению с отработавшим ядерным топливом АМБ с первых двух реакторов Белоярской АЭС;
 • создание опытно-демонстрационного центра (ОДЦ) по переработке ОЯТ на ФГУП «ГХК».
Задачей центра является отработка инновационных технологий переработки ОЯТ.
В перспективе рассматривается вопрос о создании завода по переработке ОЯТ с производительностью от 1500 тонн ОЯТ в год.
Запланированы также работы по комплексным исследованиям возможности создания объектов захоронения остеклованных высокоактивных отходов и некоторых видов ОЯТ.
В Национальном докладе дана информация об объектах хранения, видах и объемах размещенного на них ОЯТ. В таблице представлена информация по основным объектам обращения с ОЯТ:

 

Image

 

В докладе представлена информация по размещению ОЯТ, в том числе и на каждой АЭС.
Как уже отмечалось, наибольшие объемы ОЯТ сосредоточены на АЭС с реакторами типа РБМК, с которых до сих пор топливо не вывозилось.
На двух комбинатах Госкорпорации «Росатом» - ФГУП «ГХК» и ПО «Маяк» имеются упоминавшиеся хранилища бассейнового типа для хранения ОЯТ АЭС и транспортных ядерных энергетических установок емкостью 6000 и 2500 тонн соответственно.
На судах атомного технологического обслуживания ледокольного флота хранится 5541 ОТВС с транспортных ядерных энергетических установок.

 

Image

 

РАО. Долгосрочная политика.

 

Государственная политика Российской Федерации предусматривает:
 - целенаправленную деятельность по предотвращению отрицательного радиационного воздействия на человека и окружающую среду на всех этапах обращения с РАО;
 - формирование правовых условий, стимулирующих организации к минимизации образования, переработке и передаче на захоронение РАО.
Речь идет об уже упоминавшемся законопроекте «Об обращении с радиоактивными отходами».
Исторически сложилось так, что классификация РАО в Российской Федерации определяется санитарными нормами и правилами. В настоящее время – это два документа:
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ – 99) и Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО -2002).
Приняты три категории РАО - низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные. По агрегатному состоянию РАО разделяются на жидкие, твердые и газообразные.
 

Image

 

К ТРО относятся отработавшие свой ресурс радионуклидные источники, не предназначенные для дальнейшего использования материалы, в которых удельная активность радионуклидов больше значений, приведенных в Нормах Радиационной Безопасности (НРБ-99), а при неизвестном радионуклидном составе удельная активность больше:
 100 кБк/кг - для источников бета-излучения;
 10 кБк/кг - для источников альфа-излучения;
 1,0 кБк/кг - для трансурановых радионуклидов.
К ЖРО относятся не подлежащие дальнейшему использованию органические и неорганические жидкости, пульпы и шламы, в которых удельная активность радионуклидов более чем в 10 раз превышает значения уровней вмешательства для питьевой воды.
Уровни вмешательства определяются НРБ-99.
Например: УВ по 90Sr – 5 Бк/л;
                УВ по 137Cs – 11 Бк/л.
В законопроекте «Об обращении с РАО» предусмотрена новая классификация, в которой отдельными категориями будут представлены:
 • очень низкоактивные радиоактивные отходы;
 • радиоактивные отходы, образующиеся при добыче и переработке урановых руд.
Новую классификацию радиоактивных отходов нам еще предстоит отстоять. Мы ни в коем случае не стремимся к снижению безопасности персонала и населения, но тем не менее считаем, что при выработке классификации определяющую роль должны играть органы регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а не санитарные власти.
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (1995 г.) предусматривал создание системы учета радиоактивных веществ (РВ) и РАО.

 

Система государственного учета и контроля РВ и РАО  была  создана  к  концу 90-х годов.
В 2000 году проведена первичная инвентаризация РВ и РАО, 2006 - повторная инвентаризация РАО в организациях Госкорпорации «Росатом».
По данным из Системы учета основные объемы РАО размещены в 43 регионах Российской Федерации на 136 предприятиях в 1466 пунктах временного хранения и в 3 пунктах захоронения в глубоких геологических формациях, находящихся под непрерывным контролем.

 

Жидкие радиоактивные отходы.
На конец 2007 года на предприятиях атомной промышленности накоплено более 476 млн. м3 (4,37•1019 Бк) ЖРО.
 Основной объем ЖРО (97,1%)   это низкоактивные отходы (НАО), активность которых составила 7,07•1015 Бк.
(около 0,02% суммарной активности ЖРО).
88,7% из всех ЖРО размещено в специальных водоемах. Промышленные водоемы были созданы в период 1951-1965 годов в ходе реализации оборонных программ.
9,6% из всех ЖРО (короткоживущие НАО и среднеактивные отходы (САО) размещено в глубоких геологических формациях (ОАО «СХК», ФГУП «ГХК», ОАО «НИИАР»), на которых проводится многопараметрический контроль.
Высокоактивные ЖРО составляют менее 0,01% от общего объема ЖРО, их активность - около 50% от общей активности ЖРО.
Все высокоактивные ЖРО изолированы от окружающей среды.
На один из аспектов деятельности по обращению с РАО в Российской Федерации, а именно деятельность по закачке НАО и САО в глубокие геологические формации, заинтересовавший несколько стран, мы также даем развернутый ответ.
Эта технология применяется в России только на трех предприятиях атомной промышленности, где есть благоприятные геологические условия для этих целей.
Закачка осуществляется с 1963 г., результаты наблюдения подтверждают безопасность используемого способа.
В 1997 – 2003 гг. было выполнено три международных исследовательских проекта с участием специалистов Международного института прикладного системного анализа (Вена) по оценке безопасности захоронения жидких РАО на предприятиях атомной промышленности России:
 1. Evaluation of the radiological impact resulting from injection operations in Tomsk-7 and Krasnoyarsk-26. Final report. EUR 18189 EN, 1999
 2. Measurements, modeling of migration and possible radiological consequences at deep-well injection sites for liquid radioactive waste in Russia. Final report. EUR 17626 EN, 1997
 3. Building confidence in deep disposal: The borehole injection sites at Krasnoyarsk-26 and Tomsk-7 (BORIS). EUR 20615 EN, 2003

В результатах проектов нет негативных выводов относительно безопасности захоронения.
Вопрос о целесообразности использования закачки в будущем пока остается открытым.

 

Твердые радиоактивные отходы.
На конец 2007 г. накоплено более 81 млн. т (1,68•1019 Бк) ТРО.
Из накопленных ТРО основная масса является низкоактивными РАО и более 95% из них находится на предприятиях по добыче и переработке руд (ОАО «ППГХО» (73%), ОФО «ГМЗ» (18%) и ОАО «ЧМЗ» (4,6%).
Основная активность (99,3%) сосредоточена в высокоактивных ТРО, масса которых составляет около 66,7 тыс. т.
Основная масса накопленных ВАО находится на ПО «Маяк»:
 – остеклованные отходы,
 – оболочки ТВЭЛов,
 – загрязненное оборудование.
ВАО ТРО надежно изолированы от окружающей среды.
Основные работы, связанные с обеспечением безопасности в области обращения с РАО, направлены на снижение доли отходов, которые хранятся без изоляции от окружающей среды.
В рамках ФЦП «ЯРБ» и за счет средств эксплуатирующих предприятий проводятся работы:
 • по удалению РАО из не соответствующих требованиям безопасности пунктов хранения;
 • по созданию дополнительных барьеров безопасности (консервации) хранилищ жидких РАО;
 • по увеличению безопасности хранилищ жидких РАО (например, проведены большие работы - по укреплению конечной плотины Теченского каскада водоемов ПО «Маяк». Уровень ее безопасности повышен до самого высокого - первого класса;
 • по созданию новых мощностей по кондиционированию РАО.
В настоящее время в Российской Федерации формируется базовая организация в системе обращения с РАО - ФГУП «РосРАО».
АЭС и крупные предприятия ядерного топливного цикла реализуют все стадии сбора, переработки и длительного хранения РАО на своих площадках.
Переработка и кондиционирование РАО осуществляется на установках следующих типов: ионообменная, коагуляционная, упаривания, осадительная, нейтрализации, остекловывания, битумирования, кальцинации, фракционирования, прессования, плавления, дезактивации, сжигания, цементирования и др.
Объемы переработки высокоактивных ЖРО опережают объемы их ежегодного образования, а среднеактивных – практически сравнялись.
Типы внедряемых на предприятиях установок по переработке РАО определяются спецификой технологических процессов, а также требованиями по минимизации количества РАО и получения упаковок РАО, пригодных для безопасного длительного хранения и захоронения.
В настоящее время на предприятиях действует более 90 установок по переработке различных видов РАО.
К наиболее мощным можно отнести установки:
Остекловывания – ПО «Маяк» (ЖРО, ВАО, 300-500 л/час);
Переплавки – «Экомет-С» (ТРО, НАО, 2000 тонн/год);
Cжигания – Ленинградская, Калининская АЭС.
На рисунке 1 представлен пульт управления установкой сжигания РАО на Калининской АЭС.

 

Image

 рис.1 Пульт управления установкой сжигания РАО на Калининской АЭС

 

Для цементирования РАО на АЭС используется типовая установка производительностью около 250 м3/год.
В ФЦП «ЯРБ» запланированы значительные работы по разработке и созданию установок по обращению с РАО, в том числе:
 комплекса цементирования жидких и гетерогенных среднеактивных ЖРО;
 комплекса по переработке ТРО ПО «Маяк»;
 установки по утилизации органических ЖРО ОАО «СХК» и др.
Также в ФЦП «ЯРБ» запланированы работы:
 по созданию новых объектов хранения РАО;
 реконструкции более 15 объектов и полигонов хранения РАО, 5 хранилищ «РосРАО»;
 по изменению условий хранения и подготовке к захоронению ТРО ФГУП «Атомфлот» (г. Мурманск);
 по консервации и реабилитации территорий хвостохранилищ.
Ряд запланированных в ФЦП «ЯРБ» работ по сооружению новых хранилищ после принятия федерального закона «Об обращении с РАО» будет переориентирован на работы по захоронению РАО.
В Российской Федерации создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), организационно и оперативно управляемая МЧС России.
В её состав входит функциональная подсистема Госкорпорации «Росатом» – ОСЧС.
Корпоративная система объединяет органы управления, силы и средства центрального аппарата Госкорпорации «Росатом», подведомственных организаций ФМБА России и действует на федеральном и объектовом уровнях.
В рамках ОСЧС функционируют кризисные и аварийно-технические центры, в том числе Ситуационно-кризисный центр Росатома, Кризисный центр концерна «Росэнергоатом», центры научно-технической поддержки, обеспечивающие возможность управления и экспертной поддержки.
В структуре ОСЧС действует Аварийно-спасательная служба (АСС), основу которой составляют профессиональные аварийно-спасательные формирования (АСФ).
Действующие в составе ОСЧС 6 Аварийно-технических центров, укомплектованы обученным и аттестованным персоналом и специальной техникой. АТЦ разделены по зонам ответственности и постоянно готовы к ликвидации последствий радиационных аварий.
Ряд центров специализированы, в частности – на проведение работ с использованием робототехнических устройств, проведения подводных работ и т. д.

 

Image

рис.2 Робототехнический комплекс «Навигатор – 2008»

 

На 23 предприятиях отрасли, в том числе на всех АЭС действует Система автоматизированного контроля радиационной обстановки (АСКРО).
По состоянию на 2008 год в Госкорпорации «Росатом» интегрировано 317 постов контроля радиационной обстановки.
Информация с Системы контроля радиационной обстановки на предприятиях атомной промышленности интегрирована с общероссийской и доступна для населения.
Вывод из эксплуатации (ст.26).
Деятельность по выводу из эксплуатации в РФ в настоящее время осуществляется в соответствии со ст. 33 ФЗ «Об использовании атомной энергии», согласно которой «Порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации должны быть предусмотрены в проекте объекта использования атомной энергии в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии».
Финансовые аспекты выполнения работ определены Постановлениями Правительства РФ от 30.01.2002 № 68 и от 21.09.2005 № 576, в соответствии с которыми организации, эксплуатирующие радиационно и ядерно опасные объекты, должны делать ежегодные отчисления в специальные фонды. Отчисляемые средства включаются в стоимость продукции и освобождаются от налогообложения. Для аккумуляции и накопления средств в соответствии с ФЗ № 317 (ст. 20) Госкорпорация «Росатом» создает специальные резервные фонды, предназначенные, в том числе, и для финансирования работ по выводу из эксплуатации.
Основные принципы и направления работ по выводу из эксплуатации зафиксированы в отраслевой концепции, принятой в 2008 году. Порядок организации практических работ определен Приказом по Госкорпорации «Росатом» от 30.06.2008 № 232. В соответствии с данным приказом начаты работы по созданию корпоративной системы вывода из эксплуатации.
Важным моментом организации вывода из эксплуатации является накопление и сохранение данных, необходимых для вывода из эксплуатации.
В последние годы эти работы получили существенное развитие.
В качестве примера на рис.3 представлена иллюстрация работы фрагмента одной из информационных систем, разрабатываемой для Ленинградской АЭС. В системе интегрированы все проектные характеристики энергоблоков и данные по их текущему состоянию, в том числе радиационным характеристикам.
 

Image

рис.3 Трехмерная модель машинного зала первой очереди Ленинградской АЭС 

 

В настоящее время в процессе вывода из эксплуатации находятся 4 энергоблока АЭС, 11 исследовательских реакторов, химико-металлургический завод.

 

Трансграничное  перемещение (ст. 27).
Ввоз радиоактивных отходов на территорию Российской Федерации запрещен  ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 48 ФЗ «Об охране окружающей среды»)
Ввоз на территорию Российской Федерации ОЯТ для технологического хранения и (или) его переработки разрешен, но жестко регламентирован:
 • ФЗ «Об охране окружающей среды»
 • ФЗ «О специальных экологических программах ….»
Порядок ввоза определен постановлением Правительства РФ
(от 11 июля 2003 г. № 418),
Ввоз в Российскую Федерацию ОЯТ возможен только при наличии:
 • специальных экологических программ;
 • положительного заключения государственной экологической экспертизы по Единому проекту.
Организацией, уполномоченной заключать внешнеторговые сделки по ввозу ОЯТ, в 2007 году определено ФГУП «ФЦЯРБ».
Ежегодный объем ОЯТ, ввозимого на территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В Российскую Федерацию ввозится ОЯТ с АЭС Украины (80-130 т/год) и Болгарии (до 40 т/год) на хранение и переработку. Ввоз продолжается в соответствии с ранее заключенными контрактами, которые не предусматривали разработку Единых проектов.

 

Возврат ОЯТ исследовательских реакторов.
Возврат ОЯТ исследовательских реакторов осуществляется на основе соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов российского (советского) происхождения от 27 мая 2004 г.
К 2008 г. завершен вывоз высокообогащенного свежего топлива.
В настоящее время возвращено ОЯТ ИР из Узбекистана (2006 г.), Чехии (2007 г.), Латвии (2008 г.), Болгарии (2008 г.), Венгрии (2008 г.).
В соответствии с Соглашением под контролем МАГАТЭ к 2011 году предполагается возвратить в Россию и переработать отработавшее ядерное топливо всех ИР, построенных в бывших республиках СССР и в зарубежных странах.

 

Транспортирование ОЯТ.
Все перевозки выполняются в полном соответствии с международно-правовыми нормами и нормативной правовой базой стран – участниц контрактов и транзитных стран и только при наличии разрешения на транспортирование соответствующего компетентного органа этих государств.
Перевозка каждого вида ОЯТ осуществляется в сертифицированных транспортных упаковочных контейнерах.
Перевозка ОЯТ ВВЭР-440 осуществляется в транспортных упаковочных комплектах ТУК-6.
Перевозка ОЯТ ВВЭР-1000 в ТУК-13/1В, ТУК-10В и ТУК-13В.
Перевозка ОЯТ ИР в ТУК-19 и ТУК SKODA VPVR/M.

 

Трансграничное  перемещение (ст. 27).
Перевозка ОЯТ с украинских АЭС осуществляется бесперегрузочным ж/д сообщением.
Перевозка ОЯТ с АЭС «Козлодуй» (Болгария) осуществляется с использованием водного и ж/д транспорта.
Перевозка ОЯТ по территории России осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. При перевозке ОЯТ по территории России используются сертифицированные транспортные упаковочные комплекты и специальные железнодорожные вагоны, осуществляется специальный режим перевозки (литерный поезд), осуществляется непрерывный контроль.

Автоматизированная система безопасности транспортирования (АСБТ) позволяет осуществлять непрерывное сопровождение грузов. На рис. 4 представлена схема информационного обмена в АСБТ.
К настоящему времени комплексами АСБТ оборудованы 106 специальных железнодорожных вагонов (81 грузовой вагон и 25 вагонов охраны).

 

Image

рис. 4 Схема информационного обмена в АСБТ 

 

Закрытые радионуклидные источники: текущая деятельность.
Закрытые радионуклидные источники широко применяются в промышленности, научно-исследовательских, медицинских и иных учреждениях. Как результат – ежегодно подлежит изъятию из употребления, утилизации или захоронению около 55 тысяч источников различных типов. Большая часть из них – это источники малой активности.
Обращение с изъятыми из употребления источниками в настоящее время осуществляется по двум вариантам:
 • возврат источников категорий 1 и 2 их производителю (ПО «Маяк»);
 • передача источников на хранение во ФГУП «РосРАО».
Общее количество источников, находящихся в пунктах хранения, составляет на сегодня величину около 1 млн. штук.
Отвечая на один из вопросов об источниках отходов неядерного топливного цикла, отмечу, что в 2007 г. в категорию РАО было переведено отработавших закрытых радионуклидных источников: 2731 – в научно-исследовательских институтах, 328 – в медицинских учреждениях, 9115 – на промышленных предприятиях.
Все источники подлежат обязательному учету на предприятиях и централизованному обособленному учету в системе государственного учета и контроля РВ и РАО с момента их производства до утилизации или перевода в категорию РАО.
Подлежат регистрации все перемещения источников между предприятиями.
В целях надежности учета сведения о перемещениях источников обязаны представлять как поставщик источника после его отправки, так и получатель после получения.
Транспортирование источников осуществляется в соответствии с федеральными нормами и правилами организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Дальнейшая деятельность по обращению с закрытыми радионуклидными источниками предусмотрена как программами международного сотрудничества, так и национальными программами, в том числе ФЦП «ЯРБ». В рамках последней, в частности, запланированы:
 вывоз источников из организаций, в которых их дальнейшее использование не планируется;
 создание и реконструкция объектов инфраструктуры обращения с источниками, включая сооружение камер перегрузки.
К вопросу США об усилиях, предпринимаемых Россией для оказания помощи бывшим советским республикам в вопросах отслеживания и контроля закрытых радионуклидных источников, произведенных в прошлом.
В рамках совместного проекта России-МАГАТЭ-США «трехсторонняя инициатива» по оказанию помощи странам бывшего Советского Союза по повышению безопасности при обращении с радиоактивными источниками и предотвращению возможности их использования в террористических целях были проведены миссии с участием российских экспертов в 7-ми указанных странах. 
Рекомендованы и выполнены мероприятия по обеспечению безопасности при обращении с наиболее потенциально опасными радионуклидными источниками.
В ходе миссий рассматривались также вопросы обеспечения контроля за источниками.

 

2006-2009 годы. Основные итоги.
Подводя итоги за трехлетний период следует отметить главное:
 1. Было обеспечено безопасное функционирование объектов использования атомной энергии в Российской Федерации, в том числе выполнены обязательства, вытекающие из Объединенной конвенции.
 2. Начато развертывание масштабных работ по ликвидации ядерного наследия – разработана и утверждена ФЦП «ЯРБ», с 2008 года начата практическая деятельность по реализации ее мероприятий.
 3. Осуществлено реформирование системы государственного управления в области использования атомной энергии, акционировано большинство предприятий атомной отрасли России.
 4. Инициированы работы по развитию нормативно-правовой базы в области обращения с РАО, ОЯТ и вывода из эксплуатации. Один из основных результатов – разработка и внесение в Правительство законопроекта «Об обращении с РАО».
 5. Определены и утверждены ориентиры практической деятельности Госкорпорации «Росатом» на период до 2015 года, в которых вопросам безопасного обращения с ОЯТ и РАО уделяется приоритетное внимание.
Несмотря на значимые сдвиги мы понимаем, что это только начало пути.

 

2009-2012 годы. Планируемая деятельность.
В рамках планируемой деятельности на трехлетний период мы выделяем три главные задачи:
Завершение формирования нормативно правовой основы создания и функционирования современных систем обращения с ОЯТ, РАО и ВЭ. Планируется разработка законопроектов «Об обращении с ОЯТ», «О выводе из эксплуатации…», а также актуализация и расширение федеральных норм и правил, иных подзаконных актов, необходимых для организации безопасного обращения с РАО, ОЯТ и ВЭ на системном уровне.
Углубленная инвентаризация состояния ядерно и радиационно опасных объектов. Будет выполнена инвентаризация всех пунктов хранения РАО с определением перспектив каждого из них. В более отдаленном будущем количество пунктов длительного хранения РАО должно существенно сократиться.
Переход на сухое хранение ОЯТ ВВЭР-1000 и РБМК-1000. Начало практических работ в этом направлении планируется осуществить в 2011 году.
Вопросы обращения с ОЯТ и РАО находятся под пристальным вниманием руководства Госкорпорации «Росатом». Текущее состояние дел в сфере развития атомной энергетики и обеспечении ядерной и радиационной безопасности, планы дальнейших действий регулярно рассматриваются и обсуждаются на государственном уровне – в Правительстве Российской Федерации и у Президента Российской Федерации.
Не в меньшей степени существует открытость для российской общественности и международного сообщества.

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024