ДОРОЖНАЯ КАРТА СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ А.М.Агапов - Госкорпорация «Росатом» И.И.Линге – ИБРАЭ РАН
Развитие атомной энергетики - это магистральное направление энергообеспечения устойчивого развития в XXI веке. Необходимым условием применения и развития ядерных технологий является обеспечение ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ), в том числе практическая готовность решения проблемы конечных этапов жизненного цикла: — организации безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО), включая их захоронение; — замыкания цикла по отработавшему ядерному топливу; — выводу из эксплуатации. Это обстоятельство отражено в основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации. Практическая реализация комплекса мер по развитию систем обращения с ОЯТ и РАО и выводу из эксплуатации и ликвидации проблем «ядерного наследия» осуществляется федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ). В рамках ФЦП ЯРБ заложены основы создания инфраструктуры системы обращения с РАО. Предусмотрено начало работ по пункту захоронения высокоактивных отходов (подземная лаборатория) и обоснованию выбора площадок для межрегиональных пунктов захоронения (предварительно - семь) низко- и среднеактивных отходов. Отраслевые объекты станут базой для создания национальной системы обращения с РАО. Однако создание крупных объектов инфраструктуры и необходимых технологий, не является гарантом решения проблемы - это только обязательное условие. Необходим системный подход, в котором, ключевую роль будет играть эффективное нормативно-правовое регулирование вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Очевидно, что полномасштабное решение проблемы организации обращения с РАО требует, в первую очередь, создание правовых механизмов направленных на прекращение дальнейшей генерации проблем в сфере ядерной и радиационной безопасности. В качестве приоритетной задачи Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» было определено создание системы обращения с РАО. Правительство Российской Федерации поддержало инициативу Госкорпорации «Росатом». В 2008 году Госкорпорацией «Росатом» была завершена разработка проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами» и начато его согласование с заинтересованными ведомствами. В ближайшее время планируется его представление в Правительство Российской Федерации, а затем и в Государственную Думу. Законопроект направлен на гармонизацию национального законодательства с положениями ратифицированной Российской Федерацией в 2005 году «Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами». Предметом законопроекта является регулирование отношений, возникающих при обращении со всеми РАО, образовавшимися и образующимися в результате осуществления видов деятельности в области использования атомной энергии, предусмотренных Федеральным законом «Об использовании атомной энергии», а также видов деятельности связанных с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Целью законопроекта является установление правовых основ деятельности при обращении с ранее накопленными и вновь образующимися РАО, включая определение принципов, системы и порядка обращения с РАО. Достижение указанной цели предполагается обеспечить созданием единой государственной системы обращения с РАО (ЕГС РАО). Законопроект определяет основные принципы функционирования единой государственной системы обращения с РАО в Российской Федерации, функции и полномочия субъектов системы, в том числе связанные с управлением и регулированием безопасности при организации всех видов деятельности, а также организационные, технологические, финансово-экономические основы функционирования единой государственной системы обращения с РАО в Российской Федерации. Основной задачей единой государственной системы обращения с РАО является обеспечение безопасного и экономически эффективного обращения с РАО, включая их обязательное захоронение. Целью создания и функционирования ЕГС РАО является обеспечение условий, при которых на принципе полной финансовой ответственности производителя будет осуществляться своевременное захоронение всех образующихся РАО, а ранее накопленные РАО при финансовой поддержке государства на плановой основе будут размещаться в пунктах захоронения в месте нахождения РАО или в централизованных пунктах захоронения. Деятельность по подготовке законопроекта (2007-2009 гг.) и предшествующие исследования по тематике обращения с РАО (2004-2006 гг.) послужили основой при разработке Дорожной карты создания ЕГС РАО. Целями создания дорожной карты являлись: — проработка направлений и программ работ по созданию ЕГС РАО; — определение приоритетных задач на краткосрочную перспективу. Создание ЕГС РАО рассматривается как сложный в правовом, финансово-экономическом и научно-технологическом аспектах процесс, реализующийся в конкретной организационной, технологической и финансово-экономической ситуации и затрагивающий всех участников практического использования атомной энергии. Организационная ситуация определяется реорганизацией управления отраслью, стартом программы развития атомной энергетики и программы по решению накопленных проблем (ФЦП ЯРБ) и, как следствие, острой необходимостью скорейшей адаптации предприятий к новым требованиям ЕГС РАО. Переход к современной инфраструктуре обращения с РАО и включение рыночных механизмов управления является обязательным условием присутствия Госкорпорации «Росатом» на мировом рынке. Технологическая ситуация определяется тем, что в отсутствии правовых требований по захоронению РАО на предприятиях применяются различные технологии и подходы. В итоге на 69 предприятиях имеется более 1000 пунктов хранения; насчитывается свыше 30 типов хранилищ твердых РАО и около 20 типов хранилищ жидких РАО. Использование существующих технологий и объектов не может быть прекращено единовременно, но тенденцию к воспроизводству устаревших подходов требуется переломить. Работа уже ведется, и активно - снижаются объемы образования РАО, в том числе на АЭС и предприятиях топливного цикла внедряются современные комплексы переработки РАО. Во многих случаях после переработки РАО доводятся до состояния, пригодного для захоронения. При проектировании новых АЭС система обращения с РАО ориентирована на их полное удаление с территории станции. Этим тенденциям необходимо обеспечить максимальную поддержку и дальнейшее развитие. В качестве основного индикатора создания ЕГС РАО в дорожной карте предложено соотношение между годовыми объёмами РАО, направляемыми на захоронение, и объёмами образования РАО. К 2015 году ожидается выход показателя на уровень не менее 100%. В качестве индикатора степени решения накопленных проблем может использоваться доля активности РАО переведенных в экологически безопасное состояние (в 2015 году - 90%). Важным показателем эффективности ЕГС РАО станет стоимость размещения РАО в пунктах захоронения. Она должна быть не выше, чем в референтном наборе стран (предлагается, например, США, Швеция, Франция). Введение платежей на захоронение образующихся РАО должно стать стимулом к снижению удельных объёмов генерации РАО в ЯТЦ (м3/ГВт.г). В будущем за счёт постепенного перехода на новую технологическую платформу будет обеспечено существенно большее снижение образования РАО в ядерном топливном цикле. Создание ЕГС РАО предлагается осуществить в три этапа: этап запуска системы (2009-2010), этап развертывания системы (2011-2015) и этап начала ее полноценного функционирования (после 2015 года). Создание ЕГС РАО потребует серьезной и постоянной научно-технической, технологической и информационной поддержки по основным блокам и направлениям деятельности и их общей координации. Реализация программы стратегического планирования, управления, научно-технической, технологической и информационной поддержки ЕГС РАО, что предусматривается дорожной картой, позволит уменьшить издержки при обращении с РАО, главным образом за счет определения способов обращения с накопленными РАО, обоснования и выбора оптимальных вариантов функционирования ЕГС РАО. В этом направлении дорожной картой предусмотрена следующая деятельность: — Информационно-аналитическая поддержка принятия законопроекта. — Разработка информационной системы управления проектом (по критически важным задачам - временные схемы и сетевые графики работ, общие требования к ним) и стратегическое планирование. — Информационно-аналитическая поддержка формирования нормативно-правовой базы функционирования ЕГС РАО (нормативно - правовые акты Правительства Российской Федерации, оформление деятельности органа управления, ФНП и т.д.). — Поддержка разработки финансовых механизмов ЕГС РАО — Подготовка предложений по стратегии обращения с проблемными пунктами размещения РАО. — Средне и долгосрочное прогнозирование материальных потоков РАО (реалистичная оценка потребностей по объемам пунктов захоронения РАО и ожидаемым темпам поступления в них РАО). — Корректировка ФЦП ЯРБ под задачи развития ЕГС РАО. — Оценка рисков при создании и преобразовании пунктов захоронения РАО. — Постановка и выполнение НИОКР по обоснованию и выбору вариантов функционирования ЕГС РАО. Основные решения по управлению работами по созданию ЕГС РАО будут приниматься органом управления в области обращения с РАО - Госкорпорацией «Росатом». В дорожной карте определены первоочередные задачи, решение которых необходимо для успешного осуществления Госкорпорацией «Росатом» функций органа управления. К ним отнесены: — разработка и принятие на уровне Госкорпорации блока внутренних документов (положений о Департаментах, приказов и др.), обеспечивающих выполнение функций органа управления в области обращения с РАО, в том числе определяющих новые или уточняющие существующие финансовые механизмы, необходимые для обеспечения деятельности Госкорпорации в области обращения с РАО; — разработка, согласование с заинтересованными ведомствами блока документов органа управления в области обращения с РАО, обязательных для субъектов ЕГС РАО; — разработка, согласование и представление в Правительство Российской Федерации проектов нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих отдельные вопросы организации обращения с РАО в рамках ЕГС РАО; — координация разработки федеральных норм и правил в области обращения с РАО. Одним из ключевых субъектов ЕГС РАО является Национальный оператор - организация, учреждаемая органом управления в области обращения с РАО по решению Правительства РФ. Национальный оператор должен стать центром реализации политики органа государственного управления в области обращения с РАО. Введение института Национального оператора обеспечит системное планирование, организацию и осуществление деятельности на всех стадиях обращения с РАО, а в последующем, по мере создания рынка услуг, позволит сконцентрировать его деятельность, главным образом на их захоронении. В дорожной карте определены конкретные шаги по созданию Национального оператора и основные направления деятельности на период создания ЕГС РАО. В рамках развертывания ЕГС РАО предстоит решить крупный блок вопросов по созданию сети пунктов захоронения. На основе реалистичной оценки потребностей по объемам пунктов захоронения РАО и ожидаемым темпам поступления в них РАО предстоит решить задачи — Определить базовые стоимостные характеристики пунктов захоронения ОНАО, НАО, САО и ВАО (для обоснований тарифов); — Оценить перспективы эволюции имеющихся пунктов хранения для задач инвентаризации и разработать программу её реализации, в том числе технические требования по преобразованию пунктов хранения; — Разработать схему размещения региональных пунктов захоронения; — Разработать технические требования к новым пунктам захоронения (ОНАО, НАО, САО); — Подготовить технические предложения по переориентации объектов инфраструктуры обращения с РАО, сооружение которых предусмотрено ФЦП ЯРБ на создание пунктов захоронения РАО. В настоящее время на предприятиях используется широкий спектр технологий, ориентированных на размещение РАО в собственных хранилищах. Только в исключительных случаях РАО кондиционируются до состояния, пригодного к захоронению. В связи с этим в рамках технологического блока создания ЕГС РАО дорожной картой предусматривается решение следующих задач: — Инвентаризации существующих технологий и промышленных установок по переработке РАО, транспортных средств и контейнерного парка по всей технологической цепочке обращения с РАО; — Разработки прогноза потребностей технологий (необходимо проводить в увязке с разработкой критериев приемлемости). — Определение базовых стоимостных характеристик контейнеров для захоронения НАО, САО и ВАО (для обоснований тарифов); — Разработку новых (экономичных и экологичных) технологий кондиционирования РАО, обеспечивающих приведение их в соответствие с критериями приемлемости; — Создание эффективных систем инструментального входного контроля РАО при проверке и подтверждении соответствия упаковок РАО критериям приемлемости и характеристикам, заявляемым в паспортах на РАО. Должна быть частично модернизирована действующая система учета и контроля РВ и РАО для того, чтобы выполнить ряд важных задач ЕГС РАО: — Обеспечить выдачу исходных данных для проведения инвентаризации; — Обеспечить выдачу исходных данных для установления лимитов промежуточного хранения; — Обеспечить выделение из общего баланса имеющихся РАО регулируемой и управляемой составляющей (баланс РАО находящихся в промышленных водоемах и уточнения объемов накопленных РАО должны вестись раздельно); — Обеспечить возможность регулярного контроля соблюдения лимитов промежуточного хранения (при этом важна независимость от Национального оператора). Значительное место в дорожной карте отведено финансово-экономическому блоку. По результатам анализа динамики образования РАО в течении последних лет, планируемой деятельности с накопленными РАО, прогнозных оценок образования РАО при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов и утилизации АПЛ получены оценки ожидаемых материальных потоков РАО и объемов финансовых средств ЕГС РАО. Наличие у большинства предприятий значимых объемов накопленных РАО и неизбежно длительные сроки работ по ядерному наследию предопределяют ситуацию, в которой внедрение современной системы обращения с РАО будет достаточно обременительным для Госкорпорации и других производителей на протяжении длительного периода. Однако и вариант сохранения существующей схемы обращения с РАО практически невозможен, поскольку неизбежно приведет не только к утрате экспортного потенциала, но и самого существования атомной энергетики. В качестве основного финансово-экономического механизма обеспечения необходимой отложенной деятельности в области обращения с РАО, аккумуляции и консолидации средств для реализации крупных проектов создания инфраструктуры (сооружение пунктов захоронения РАО) законопроектом предусмотрено использование специальных резервных фондов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В дорожной карте предлагается организация функционирования фондов в части работ по РАО (возможно на протяжении достаточно длительного времени) в ненакопительном режиме (рис. 1). Рис. 1
Законопроектом предусматривается введение государственной регистрации РАО и пунктов их захоронения. Реализация этого положения предполагает проведение инвентаризации РАО и условий их размещения. Результаты первичной инвентаризации условий размещения РАО послужат основой для планирования и организации дальнейшей деятельности по накопленным РАО. Последующие пересмотры перечня пунктов размещения и захоронения особых радиоактивных отходов определит дальнейшую эволюцию структуры пунктов хранения. Следует ожидать, что число иных пунктов хранения ТРО постепенно будет уменьшаться в результате перевода их в пункты захоронения и пункты хранения кондиционированных ТРО. Также будет уменьшаться число пунктов долговременного хранения и пунктов размещения особых ТРО на предприятиях за счет перевода их в пункты захоронения особых ТРО (рис. 2). Проведение работ по удалению РАО из пунктов хранения, передача их Национальному оператору должны отражаться в государственном реестре радиоактивных отходов и государственном кадастре пунктов хранения, а также порядка их ведения (рис.3). Рис.2
Система государственной регистрации радиоактивных отходов и пунктов их хранения Рис.3
В дорожной карте рассмотрено несколько вариантов организации и проведения инвентаризации с выделением одного из них в качестве базового. В качестве необходимых мероприятий для успешного выполнения данной работы определены, в частности, разработка и апробация комплекта методических документов и типовых форм (инвентаризационные акты, имущественный состав пункта, типовое ТЗ и др.). В отдельном разделе дорожной карты приведены детальные план-графики работ по различным направлениям создания и обеспечения функционирования ЕГС РАО, включающие полный перечень планируемых мероприятий, их взаимоувязанность и сроки выполнения. В заключение следует отметить, что успешная реализация дорожной карты рассматривается Госкорпорацией «Росатом» как одно из приоритетных направлений деятельности в области обеспечения ЯРБ.
|