Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





 
Заседание круглого стола комитета ГосДумы по энергетике
Правовое обеспечение ядерной и радиационной безопасности в России нуждается в совершенствовании, - такой вывод сделали участники «круглого стола» на тему «О мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования в ходе реализации федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», состоявшегося в Государственной Думе 16 октября 2008 года.


В заседании «круглого стола» приняли участие председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Ю.А.Липатов, заместитель председателя Комитета К.Б.Зайцев, первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям В.Е. Межевич, заместитель руководителя Госкорпорации «Росатом» Е.В.Евстратов, директор департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом» А.М. Агапов, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С.А. Адамчик, директор ФГУП «ФЦ «ЯРБ» С.В.Казаков, заместитель директора ИБРАЭ РАН И.И.Линге, представители органов исполнительной власти, эксперты ведущих научных институтов атомной отрасли. 
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года», утвержденная в 2006 году, по существу дала старт масштабным проектам атомной отрасли. За прошедшее с момента принятия ФЦП время была проделана большая работа по реструктуризации атомной отрасли, главным образом, по созданию эффективной системы государственного, корпоративного управления в условиях рыночного хозяйствования. 
Но без обеспечения нормативно-правовой базой не сможет эффективно работать ни одна даже самая прогрессивная программа. Тем более, сложность и масштабность осуществляемых в отрасли структурных преобразований обуславливают необходимость комплексной корректировки законодательной базы, регулирующей отношения, которые возникают при использовании атомной энергии.
Проблема нормативно-правового обеспечения атомной отрасли сегодня является главной, считает председатель комитета ГосДумы по энергетике Ю.А. Липатов, так как «отсутствие действенных и оперативных мер по её решению может фактически остановить развитие всей атомной отрасли», которая является базовой в экономике страны и в ее национальной безопасности. 
 
ImageImage

Председатель Комитета Государственной Думы

по энергетике Ю.А.Липатов

Здание Государственной Думы
 
В настоящее время деятельность отрасли регулируется федеральными законами «Об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 года) и «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (декабрь 2007 г.), а также «Программой деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009 - 2015 годы)» (сентябрь 2008 г.).
Закон «Об использовании атомной энергии», несмотря на ранее внесенные изменения, все еще существенно отстает от потребностей сегодняшнего дня. Это отмечали в своих выступлениях практически все докладчики. В своем выступлении директор департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом» А.М.Агапов указал, например, что нормативные процедуры по использованию источников ионизирующих излучений, радиофармпрепаратов и радиоактивных веществ создают необоснованные административные барьеры и ограничения. Недопустимо использовать одинаковые процедуры для того, чтобы выдавать разрешение для ядерных энергетических реакторов огромной мощности и совсем небольших источников ионизирующего излучения. А.М.Агапов также озвучил проблему «дублирования различных законодательств, требующих от атомщиков выполнения фактически одинаковых процедур перед Роспотребнадзором, перед Ростехнадзором, в рамках Градостроительного кодекса и ещё по ряду законодательных актов.
Заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С.А.Адамчик отметил факт исчезновения в ходе реформ исполнительной власти государственной структуры по регулированию ядерной радиационной безопасности. «У Ростехнадзора эта функция исключена, а у Минприроды не записана». Однако Россия присоединилась к международным конвенциям, обязывающим иметь и орган контроля использования атомной энергии, и орган регулирования безопасности. Это тем более важно при формировании системы государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии. 
Заместитель руководителя госкорпорации «Росатом» Е.В. Евстратов доложил участникам «круглого стола» о приоритетах в деятельности Госкорпорации «Росатом», связанных с решением проблем ядерного наследия атомных электростанций, ядерного топливного цикла, оружейного комплекса, науки, атомных подводных лодок и судов технического обслуживания, береговых технических баз, атомного ледокольного флота, который был в августе месяце этого года передан в ведение Госкорпорации, включая проблемы ядерного наследия других отраслей и международные обязательства по ввозу ОЯТ с исследовательских реакторов советского производства, а также вывод из эксплуатации, и оказание текущих услуг предприятиям отрасли по аварийному реагированию и обращению с топливом и радиоактивными отходами. Все эти проблемы и задачи требуют от Госкорпорации незамедлительных мер в рамках реализации федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». 
Замглавы Росатома Е.В.Евстратов предложил участникам круглого стола «дорожную карту» решения этих задач. В достаточно короткий период до 2010 года Росатом должен создать корпоративную систему управления блоком ЯРБ, и обеспечить нормативно-правовое регулирование этой деятельности. Для нормальной работы завтра уже сегодня необходимо подготовка трёх федеральных законов: 
1. «Об обращении с радиоактивными отходами»; 
2. «Об обращении с отработавшим ядерным топливом»; 
3. «О выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии». 
 
ImageImage

 Директор ДЯРБ Госкорпорации «Росатом»

А.М.Агапов

 Заместитель руководителя

Госкорпорации «Росатом»

Е.В.Евстратов

 
Закон «Об обращении с радиоактивными отходами» заместитель директора Института безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) Российской академии наук И.И. Линге назвал «главнейшим законом», который позволит надежно изолировать все радиоактивные отходы от окружающей среды в течение жизни существующего и всех последующих поколений. Этот закон, сказал докладчик, «изменит весь облик деятельности атомной промышленности в России». С его принятием атомщики получат возможность окончательной изоляции РАО (сейчас они хранятся по долговременной схеме на поверхности), и, следовательно, уменьшения рисков на 3-4 порядка с прогнозом безопасности до 300 лет. 
- Этот закон предлагает радикальные изменения практики обращения с радиоактивными отходами, включая и вновь образующиеся и, прежде всего, он налагает новые требования на производителей, в том числе финансовые, а также новые технические требования по подготовке отходов к окончательной изоляции. 
Вторая важнейшая особенность закона - это фиксация обязательств государства в отношении всех накопленных радиоактивных отходов и формулирование правовых условий для решения этих проблем. 
И.И.Линге также отметил необходимость существенной корректировки категоризации РАО. Решить проблему накопленных отходов линейным образом, собрав все эти отходы, переработав и упаковав, в принципе нельзя, даже используя финансы всего мира, - сказал И.И.Линге. - Поэтому введена категория «особых радиоактивных отходов», которые не будут удаляться в объекты окончательной изоляции, а будут изолироваться на месте. 
В то же время существует проблема нижней границы РАО. Сегодня предъявляются неоправданно серьезные требования к достаточно низким и, соответственно, безопасным концентрациям радиоактивных веществ. Эта проблема требует серьезного обсуждения различных ведомств, ведь от этого зависит экономика системы обращения с отходами и, в конечном счете, экономика решения накопленных проблем. 
 
ImageImage
 Заседание круглого столаЗаместитель директора ИБРАЭ РАН И.И.Линге
 
С законом «Об обращении с отработавшим ядерным топливом» дело обстоит несколько лучше. Он был принят в определённом смысле для того, чтобы преодолеть негативную реакцию общества при ввозе ОЯТ в Российскую Федерацию. Но в поддержку этого закона, так сказать, в едином пакете, был принят закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов РФ» (СЭП). Сейчас, когда прошло уже достаточно времени, стало понятно, что эта деятельность является очень эффективной и Российская Федерация заинтересована в возврате ОЯТ. Однако процедура разработки СЭП достаточно сложна и, по определению директора ФГУП «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» С.В. Казакова, достаточно громоздка: требуется согласование многочисленных органов, что существенно увеличивает время процедуры. Кроме того, в состав так называемого единого пакета по ввозу отработанного ядерного топлива входит еще примерно 18 документов другого уровня, которые также должны пройти государственную экспертизу. И только после этого может быть подписано межторговое соглашение. 
Но на этом не заканчиваются нормативно-правовые проблемы с ввозом ОЯТ. Часть средств от валютных операций с отработанным ядерным топливом идёт на реализацию СЭП и, по закону, они подлежат зачислению на специальный счёт целевого бюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление с использованием атомной энергии. В то же время Бюджетным кодексом Российской Федерации создание целевых бюджетных фондов не допускается. Этот юридический казус существенно осложнил атомщикам работу. С.В.Казаков считает, что по ввозу ОЯТ «законодательная ситуация заведена в тупик». 
Поиск выхода из таких «законодательных тупиков» и модернизация всей нормативно-правовой базы, по мнению замглавы «Росатома» Е.В.Евстратова, является приоритетной задачей Росатома. 
В период с 2010-2012 по 2015-2017 годы, в соответствии с «дорожной картой» Росатома, должен состояться запуск государственных систем обращения ОЯТ и РАО, а также формирование основного эшелона инфраструктуры объектов долговременной изоляции. В период с 2020 по 2035 годы должны быть ликвидированы все острые проблемы ядерного наследия, созданы основные объекты промышленной переработки ОЯТ, и построен геологический могильник РАО. 
В Программе развития атомной отрасли Российской Федерации поставлена основная цель - комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности, связанных с обращением с обработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, выводом из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов, совершенствование систем, необходимых для обеспечения контроля ядерной и радиационной безопасности. При этом должна быть сформирована система государственных гарантий, которые обеспечиваются хорошими законами, соответствующими здравому смыслу, требованиям времени и международным стандартам.
Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РФ ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «Об обращении с радиоактивными отходами», «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления ответственности за нарушения в области использования атомной энергии)». Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предложено обеспечить разработку и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов под условными наименованиями «Об обращении с отработавшим ядерным топливом», «О выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» в части совершенствования государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии (включая повышение эффективности лицензионной деятельности и экспертиз безопасности в этой области).


 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2018