Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Брошюра "Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями"
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

3. Специфика решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями

В процессе проведения аварийно-спасательных работ помимо общих мероприятий, свойственных любой аварии (поиск и спасение пострадавших, оказание пострадавшим первой медицинской помощи, эвакуация людей из зоны аварии, разбор аварийных конструкций и т.д.), существуют специфи ческие для радиационной аварии мероприятия (определение технологи- ческих особенностей аварии и решений по ее ликвидации; локализация и ликвидация радиоактивного загрязнения; сбор, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов; дезактивация техники, зданий, промышленных объектов, одежды, людей и т. д.). Важнейшим элементом аварийных работ являются мероприятия, направленные на снижение воздействия ионизирующего излучения на персонал аварийно-спасательных служб. Они предусматривают:

  • строгое нормирование радиационных факторов;
  • систематический радиометрический контроль за радиационной обстановкой и динамикой ее изменения;
  • индивидуальный дозиметрический контроль;
  • индивидуальная защита всех работающих;
  • организация санитарно-пропускного режима, исключающего распространение радиоактивного загрязнения за пределы зоны аварии.

 

При организации аварийных работ необходимо учитывать, что на большинстве ядерно- и радиационно-опасных объектах имеются в наличии химически опасные вещества (в том числе и СДЯВ), что также предусматривает меры защиты персонала.

Ликвидация последствий радиационных аварий зачастую ассоциируется с аварией на Чернобыльской АЭС, с неизбежными жертвами и облучением персонала аварийно-спасательных служб. На самом деле авария на ЧАЭС — не правило, а редчайшее исключение, как по масштабу аварии, так и по ошибкам, допущенным при организации противоаварийных работ. К числу последних следует отнести:

  • практически полное игнорирование вопросов безопасности персонала в первые часы после аварии – именно в этом причина смерти большинства из 31 погибшего в ранние сроки после аварии;
  • реализацию многих излишних противоаварийных мер в первые дни после аварии, которые также привели к неоправданному облучению персонала;
  • привлечение более 250 тысяч лиц к работам в 30-ти километровой зоне, значимая часть которых решала научно необоснованные задачи.

В качестве типичной радиационной аварии следует назвать аварию на радиохимическом заводе Сибирского химического комбината, которая явилась крупнейшей радиационной аварией за последние десятилетия. Авария была первым серьезным испытанием Российской системы предупреждения и действий при чрезвычайных ситуациях в условиях радиационной аварии.

6 апреля 1993 г. в 12 часов 58 минут по местному времени на РХЗ в здании 201 цеха №1 произошло взрывное разрушение одного из аппаратов первого цикла по экстракции урана. Уже 6 апреля 1993 г. была образована Комиссия при Государственном комитете по чрезвычайным ситуациям России для организации и управления работами по выявлению радиационной обстановки и ликвидации последствий инцидента вне территории СХК. С 7 по 13 апреля эта Комиссия под председательством заместителя Министра МЧС России В.А.Владимирова осуществляла свою деятельность в районе аварии.

Кроме того, приказом Министерства по атомной энергии № 241 от 7 апреля 1993 г. была образована Межведомственная комиссия под председательством Е.И.Микерина, которая занималась расследованием причин аварии и управлением работами по ликвидации последствий на самом аварийном объекте СХК. Работа этой Комиссии проводилась непосредственно на СХК с 8 по 17 апреля.

Загрязнение окрестностей СХК рутением-106 вследствие аварии 1993 г.
Загрязнение окрестностей СХК рутением-106 вследствие аварии 1993 г.

Загрязнение окрестностей СХК цирконием-95 вследствие аварии 1993 г.
Загрязнение окрестностей СХК цирконием-95 вследствие аварии 1993 г.

 

Первые оперативные решения и действия 6 апреля осуществлялись силами СХК, Центральной медсанчасти № 81 Федерального управления “Медбиоэкстрем” и областным штабом ЧС и ГО.

Первичное оповещение (исключая СХК) было проведено через 1–2 часа после аварии с некоторыми отклонениями от принятой схемы оповещения, более подробная информация была предоставлена через 5 часов на совещании у главы администрации области, а население извещено об аварии через 7 часов.

Заключение о благополучной радиационной обстановке в Томске-7 было сделано через 2,5 часа после аварии, а граница зоны радиоактивного загрязнения вне санитарно-защитной зоны СХК была установлена к 16–00 местного времени на следующие сутки после аварии.

По международной семибалльной шкале ядерных событий авария на СХК, произошедшая 6 апреля 1993 г., была оперативно и однозначно классифицирована третьим уровнем — серьезным инцидентом без переоблучения персонала.

В результате аварии произошло радиоактивное загрязнение производственных помещений, крыши здания 201, территории промышленной площадки РХЗ и соседних промышленных площадок в северо-восточном направлении с постепенным уменьшением радиационного фона до 0,3 мР/ч на расстоянии 8 км. Максимальное β-загрязнение поверхностей производственных помещений в зоне разрушений и непосредственной близости от нее превышало 50 000 част./(мин ∙см2), α-загрязненность не превышала 5 част./(мин ∙см2).

С первых часов аварии и до ликвидации ее последствий ремонтно-восстановительные работы на РХЗ велись по планам, разработанным штабом по ликвидации последствий аварии. Исходя из оценки радиационной обстановки, характера аварийных работ и фактических условий обеспечения радиационной безопасности было принято принципиальное решение осуществить все ремонтно-восстановительные работы и дезактивацию без планируемого повышенного облучения персонала, т.е. без превышения предела дозы для категории А, установленного для нормальной практики и равного 50 мЗв в год.

К числу основных планов, имевших важное значение для ограничения индивидуальных дозовых нагрузок персонала, относились: план первоочередных мероприятий по локализации аварии (утвержденный 06.04.1993 г.), план мероприятий по обеспечению мер безопасности на РХЗ (06.04.1993 г.) и план мероприятий по ремонтно-восстановительным работам в здании 201 (07.04.1993 г.). Все работы были организованы по нарядо-допускной системе, используемой при проведении работ в сложных радиационных условиях.1

Перечень основных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности участников аварийных работ приведен в таблице 3.

В общем комплексе мероприятий по обеспечению безопасных условий труда при ЛПА важное место занимала индивидуальная защита персонала. При ремонтно-восстановительных работах применялись типовые средства индивидуальной защиты: основная и дополнительная спецодежда и спецобувь; средства индивидуальной защиты органов дыхания (респираторы ШБ-1, “Лепесток-200” или “Астра-2”), рук (резиновые и хлопчатобумажные перчатки, рукавицы) и глаз (защитные очки, щитки); предохранительные приспособления и средства (страховые пояса, защитные каски и подшлемники).

Выбор защитного комплекта в каждом конкретном случае осуществлялся с учетом места и характера выполняемых операций и климатических условий труда.

 

Таблица 3. Перечень мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на РХЗ

 

Наименование работ
Срок исполнения
Проверка загрязненности персонала, работающего по нарядам:
персонал
пожарные
6 апреля
Ограждение загрязненных участков, вывод людей
Немедленно
Проверка расстановки людей на момент взрыва
6 апреля
Организация обследования персонала на установке СИЧ
6–7 апреля
Дозиметрическая оценка состояния местности:
после взрыва
ежесуточно
6–7 апреля
Постоянно
Проверка состояния энергооборудования и
контрольно-измерительных приборов в зоне поражения
6–7 апреля
Контроль санобработки и дезактивации персонала и пожарной
техники
с 6 апреля
(до нормы)
Проверка автодорог
Постоянно
Проверка исправности дозиметрической и аварийной
сигнализации
6–7 апреля
Составление плана дезактивации помещений, оборудования,
территории, кровли
7 апреля
Ежесменный контроль воды промканализации,
спецканализации цеха
Постоянно

 

Общая численность персонала, облучение которого связано с аварией, составляла 1946 человек, в том числе:

  • свидетели аварии — 160 человек, находившихся в момент аварийного разрушения в здании 201; 125 человек технического персонала РХЗ; 29 человек из строительной организации СХК и 6 человек военизированной охраны;
  • пожарные — 20 человек, ликвидировавшие очаг загорания;
  • участники ликвидации последствий аварии в период с 6 апреля по 1 августа 1993 г. — 1 920 человек, включая 154 человека из числа свидетелей аварии, в том числе: РХЗ — 1 185 человек, ремонтно-механический завод СХК — 139 человек, другие подразделения СХК — 388 человек, сторонние организации — 208 человек.

Внешнее γ-облучение персонала.

При разрушении аппарата и взрыве газов сработала сигнализация. В соответствии с планом мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии все работники, которые находились в здании 201, были оповещены и собраны в чистом помещении. Сразу после оповещения об аварии персонал воспользовался средствами индивидуальной защиты органов дыхания (типа “Лепесток”), которые хранятся вблизи рабочих мест. Травм и несчастных случаев у свидетелей аварии не было.

Руководством РХЗ было дано указание персоналу, не занятому первоо чередными работами, покинуть территорию завода.

Индивидуальный дозиметрический контроль (внешнего облучения) свидетелей аварии показал, что дозы выше порога чувствительности дозиметров типа ИФКУ, равного 0,2 мГр, получили лишь 6 человек. Для них значения индивидуальных доз находились в пределах от 0,2 до 0,5 мГр.

Индивидуальный дозиметрический контроль внешнего облучения пожарных осуществлялся с помощью термолюминесцентных дозиметров типа ИКС-А. Из общего числа пожарных (20 человек) дозы ниже порога чувствительности 1 мГр получили 6 человек. Остальные получили дозы от 1 до 7 мГр. Средняя индивидуальная доза для пожарных составила 4 мГр.

Основной дозовый предел для персонала, установленный нормами радиационной безопасности для нормальной деятельности (50 мЗв/год), превышен не был. Средняя индивидуальная доза за весь период ЛПА составила 5,9 мЗв, а полная коллективная доза на персонал 11,2 чел.-Зв. Ведущим фактором радиационного воздействия как для свидетелей аварии, так и для персонала, участвовавшего в ликвидации последствий аварии, являлось внешнее γ-облучение. Эта составляющая дозы достаточно точно определялась по результатам индивидуального дозиметрического контроля для всех лиц и в среднем составила 4,6 мЗв.

Единственным населенным пунктом, оказавшимся в пределах радиоактивного следа, стала д. Георгиевка, в которой постоянно проживало 73 человека, в том числе 18 детей до 17 лет. Радиоактивное облако достигло Георгиевки через 20–30 мин. после аварийного взрыва.

По данным группы наземной радиационной разведки СХК, прибывшей в деревню во второй половине дня 6 апреля 1993 г.,МЭДна территории Георгиевки повысилась после аварии с 6–15 мкР/ч (фоновые значения для данного региона) доходя в отдельных местах до 120 мкР/ч. Плотность потока β-частиц на поверхности снежного покрова составляла от 30 до 3000 част./(мин см2). Уже на вторые сутки после аварии на СХК стало ясно, что ожидаемые дозы облучения жителей в Георгиевке существенно ниже критериев для принятия решений о мерах защиты населения. Большинство параметров радиационной обстановки не превышало также и производных нормативов за исключением плотности потока β-частиц на поверхности грунта в отдельных локальных точках, значение которой превышало производные уровни вмешательства в случае аварии и формально требовало частичной дезактивации территории.

Результаты оценки средних доз облучения различных профессиональных и возрастных групп жителей Георгиевки за первый год после аварии приведены в таблице 4.

Несмотря на мизерность радиологических последствий инцидент на СХК встревожил местную администрацию, общественность и население. Это послужило лейтмотивом для принятия решения о проведении ряда мероприятий, которые, как предполагалось, помимо защитного действия способствовали бы снижению социальной и психологической напряженности. К таким мероприятиям относились дезактивация территории деревни, временный вывоз детей, обеспечение радиационной “чистоты” продуктов питания.

 

Таблица 4. Эффективная доза облучения населения Георгиевки

за первый год после аварии.

(Ожидаемая доза — без учета защитных мероприятий — первая строчка и фактическая доза — с их учетом — вторая строчка) [Радиационные аварии. Под ред. Л.А.Ильина, М., ИздАт, 2001]

 

Профессионально-возрастная
группа
Число человек
Суммарная
эффективная
доза, мЗв
Коллективная
доза,
10–3 чел.-Зв
Пенсионеры
36

0,30

0,29

11,0

10,3

Дети (школьники)
11

0,27

0,14

2,9

1,5

Дети (дошкольники)
7

0,32

0,15

2,2

1,1

Рабочие пилорамы
5

0,37

0,35

1,8

1,7

Сельскохозяйственные рабочие
7

0,14

0,13

0,95

0,9

Рабочие фермерских хозяйств
7

0,33

0,31

2,3

2,2

В среднем
73
0,29
21,2

 

Следует отметить, что работы по ликвидации последствий аварии и вводу в эксплуатацию оборудования проводились около 4 месяцев из-за отсутствия в то время специальных технических средств, в том числе, робототехнических комплексов. Современное состояное сил и средств, имеющихся в распоряжении АСС, позволило бы выполнить эти работы в гораздо более сжатые сроки.

Столь подробное освещение аварии на СХК связано с её типичностью— небольшие радиологические последствия в совокупности с масштабными и сложными работы по ликвидации последствий аварии. В этой связи важно отметить задачу оперативного и квалифицированного информирования общественности как после аварии, так и в повседневной деятельности, в том числе и о наличии и готовности сил и средств для этих работ.

__________________________________________

1) Дозиметрический наряд-допуск—это письменное задание на безопасное проведение работ. В нем указывается содержание работы, место и время ее проведения, необходимые меры безопасности, опись комплекта СИЗ, состав бригады и лицо, ответственное за безопасное проведение работ.

 

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024