Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Брошюра "Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями"
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

1. Организационное оформление сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций отрасли

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минатома России (далее именуется — ОСЧС) определяются специальным положением, утверждаемым Министром Российской Федерации и согласуемым с МЧС России. ОСЧС преобразована из Отраслевой системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Минатома Российской Федерации по приказу Министра от 27.02.96 №126 во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.11.95№1113 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвы чайных ситуаций”.

ОСЧС является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Одной из важнейших задач ОСЧС является обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств отрасли, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются силы и средства).

ОСЧС имеет два уровня управления: федеральный и объектовый (уровень организаций). Каждый уровень управления ОСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами ОСЧС являются:

  • на федеральном уровне — Отраслевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОКЧС);
  • на объектовом уровне (в организациях) — объектовые комиссии по чрезвы чайным ситуациям (КЧСО).

 

Органами повседневного управления ОСЧС являются:

  • на федеральном уровне:
    • специализированные подразделения департаментов, управлений Минатома России и его корпорационных структур по безопасности и ЧС (Отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Отдел по безопасности ЯО, ЯБП, ЯЗ и ликвидации последствий аварий с ними, Дирекция по аварийному планированию ГП “Концерн Росэнергоатом”, др.);
    • диспетчерский отдел Ситуационно-кризисного Центра Минатома России (СКЦ);
    • дежурно-диспетчерские службы Центрального аппарата Минатома России и его корпорационных структур;
  • на объектовом уровне (в организациях):
    • дежурно-диспетчерские службы предприятий и организаций отрасли.

 

Размещение органов повседневного управления ОСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

В целях решения комплекса специальных задач по ликвидации последствий аварий с ядерными боеприпасами, ядерными зарядами, их макетами и составными частями при их создании, испытании и ликвидации в составе ОСЧС организована Специальная профессиональная аварийно-спасательная служба (САС), деятельность которой определяется специальным положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Для организации и проведения работ по обеспечению готовности и аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного и ядерного характера в составе ОСЧС создана Аварийно-спасательная служба (АСС).1

АСС объединяет органы управления АСС; аварийно-спасательные формирования (АСФ); научно-исследовательские и образовательные учреждения по подготовке спасателей; организации по производству аварийно-спасательных средств; иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед АСФ задач.

В состав сил и средств ОСЧС входят силы и средства Минатома России (централизованные силы и средства), его корпорационных структур, предприятий и организаций отрасли.

Силы и средства ОСЧС состоят:

  • из сил и средств наблюдения и контроля;
  • из сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Среди сил и средств наблюдения и контроля ОСЧС следует выделить такие как:

  • Ситуационно-кризисный Центр Минатома России;
  • Отраслевая автоматизированная система контроля радиационной обстановки и автоматизированные системы контроля радиационной обстановки на предприятиях отрасли (ОАСКРО);
  • Отраслевая служба сейсмических и геодинамических охранных сетей наблюдений (ОССГОС);
  • Лаборатории охраны внешней среды АЭС, службы радиационной безопасности и дозиметрические службы радиационно-опасных предприятий отрасли;
  • Центральные заводские лаборатории (ЦЗЛ) и промсанлаборатории предприятий;
  • Центры санитарно-эпидемического надзора, Центральные медсанчасти (ЦМСЧ), медсанчасти и медсанотделы (МСЧ/МСО) Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации;
  • Силы отраслевых органов контроля:
    • ядерной безопасности,
    • экологии и охраны окружающей среды,
    • пожарной безопасности,
    • охраны труда и радиационной безопасности,
    • горнотехнической инспекции,
    • котлонадзора и газового надзора.

 

Колонна АСФ
Колонна АСФ Инженерно-технического и учебного центра робототехники Научно-исследовательского и конструкторского института монтажной технологии (ИТУРЦ НИКИМТ) в составе машин сопровождения, разведки и робототехнических комплексов

В составе сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций ОСЧС ключевую роль играют силы постоянной готовности федерального уровня (см. следующий раздел).

На объектовом уровне также имеется широкий набор сил и средств постоянной готовности, включающий не только специальные аварийные бригады (САБ) и специальные ведомственные формирования АЭС, но и подразделения МЧС и МВД России (военизированные пожарные части, охрана и др.), подразделения и специальные медицинские лечебно-профилакти ческие учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Важно, что силы и средства постоянной готовности ОСЧС могут, в пределах их компетенции, привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с Минатомом России для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В чрезвычайной ситуации производится выдвижение сил и средств в район ЧС для проведения работ.

____________________________________

1) Приказ по Минатому России от 20.08.96 № 491

 

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024