1. Организационное оформление сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций отрасли Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минатома России (далее именуется — ОСЧС) определяются специальным положением, утверждаемым Министром Российской Федерации и согласуемым с МЧС России. ОСЧС преобразована из Отраслевой системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Минатома Российской Федерации по приказу Министра от 27.02.96 №126 во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.11.95№1113 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвы чайных ситуаций”. ОСЧС является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Одной из важнейших задач ОСЧС является обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств отрасли, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются силы и средства). ОСЧС имеет два уровня управления: федеральный и объектовый (уровень организаций). Каждый уровень управления ОСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Координирующими органами ОСЧС являются: - на федеральном уровне — Отраслевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОКЧС);
- на объектовом уровне (в организациях) — объектовые комиссии по чрезвы чайным ситуациям (КЧСО).
Органами повседневного управления ОСЧС являются: - на федеральном уровне:
- специализированные подразделения департаментов, управлений Минатома России и его корпорационных структур по безопасности и ЧС (Отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Отдел по безопасности ЯО, ЯБП, ЯЗ и ликвидации последствий аварий с ними, Дирекция по аварийному планированию ГП “Концерн Росэнергоатом”, др.);
- диспетчерский отдел Ситуационно-кризисного Центра Минатома России (СКЦ);
- дежурно-диспетчерские службы Центрального аппарата Минатома России и его корпорационных структур;
- на объектовом уровне (в организациях):
- дежурно-диспетчерские службы предприятий и организаций отрасли.
Размещение органов повседневного управления ОСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. В целях решения комплекса специальных задач по ликвидации последствий аварий с ядерными боеприпасами, ядерными зарядами, их макетами и составными частями при их создании, испытании и ликвидации в составе ОСЧС организована Специальная профессиональная аварийно-спасательная служба (САС), деятельность которой определяется специальным положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Для организации и проведения работ по обеспечению готовности и аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного и ядерного характера в составе ОСЧС создана Аварийно-спасательная служба (АСС).1 АСС объединяет органы управления АСС; аварийно-спасательные формирования (АСФ); научно-исследовательские и образовательные учреждения по подготовке спасателей; организации по производству аварийно-спасательных средств; иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед АСФ задач. В состав сил и средств ОСЧС входят силы и средства Минатома России (централизованные силы и средства), его корпорационных структур, предприятий и организаций отрасли. Силы и средства ОСЧС состоят: - из сил и средств наблюдения и контроля;
- из сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Среди сил и средств наблюдения и контроля ОСЧС следует выделить такие как: - Ситуационно-кризисный Центр Минатома России;
- Отраслевая автоматизированная система контроля радиационной обстановки и автоматизированные системы контроля радиационной обстановки на предприятиях отрасли (ОАСКРО);
- Отраслевая служба сейсмических и геодинамических охранных сетей наблюдений (ОССГОС);
- Лаборатории охраны внешней среды АЭС, службы радиационной безопасности и дозиметрические службы радиационно-опасных предприятий отрасли;
- Центральные заводские лаборатории (ЦЗЛ) и промсанлаборатории предприятий;
- Центры санитарно-эпидемического надзора, Центральные медсанчасти (ЦМСЧ), медсанчасти и медсанотделы (МСЧ/МСО) Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации;
- Силы отраслевых органов контроля:
- ядерной безопасности,
- экологии и охраны окружающей среды,
- пожарной безопасности,
- охраны труда и радиационной безопасности,
- горнотехнической инспекции,
- котлонадзора и газового надзора.
 Колонна АСФ Инженерно-технического и учебного центра робототехники Научно-исследовательского и конструкторского института монтажной технологии (ИТУРЦ НИКИМТ) в составе машин сопровождения, разведки и робототехнических комплексов В составе сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций ОСЧС ключевую роль играют силы постоянной готовности федерального уровня (см. следующий раздел). На объектовом уровне также имеется широкий набор сил и средств постоянной готовности, включающий не только специальные аварийные бригады (САБ) и специальные ведомственные формирования АЭС, но и подразделения МЧС и МВД России (военизированные пожарные части, охрана и др.), подразделения и специальные медицинские лечебно-профилакти ческие учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. Важно, что силы и средства постоянной готовности ОСЧС могут, в пределах их компетенции, привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с Минатомом России для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В чрезвычайной ситуации производится выдвижение сил и средств в район ЧС для проведения работ. ____________________________________ 1) Приказ по Минатому России от 20.08.96 № 491
|