Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Брошюра "Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями"
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

Введение

О готовности атомной отрасли к чрезвычайным ситуациям

Атомная отрасль использует самые мощные силы материи, сконцентрированные в ее структурах, — внутриатомные и внутриядерные силы. Их контролируемое высвобождение и использование на благо человечества требует разработки сложных устройств и технологий, вовлечения в них большого количества веществ и материалов, в том числе и агрессивных сред, обладающих различными видами потенциальной опасности, такими, например, как химическая и токсикологическая, концентрации в применяемых устройствах и технологиях больших количеств запасенной энергии, например, тепловой, химической, кинетической, использования высоких параметров технологических процессов, таких как давление, температура и т.д.

Естественно, что использование всего, указанного выше, хотя и сулит большие выгоды, сопряжено с опасностью неконтролируемого высвобождения энергии и требует не просто высочайшей квалификации персонала, но культуры производства, ответственности и осторожности.

В сознании людей, далеких от сложностей научных разработок и высоких технологий атомной отрасли, потенциальные опасности, связанные с атомной энергией, ассоциируются, как правило, с тремя сериями однотипных событий, известными большинству населения, но имеющими различ- ную и часто не всегда адекватную интерпретацию в средствах массовой информации.

Мы не будем разбирать эти серии событий, отметим только, что первая из них — атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, впервые познакомившая население Земли с практическим применением атомной энергии и создавшая стойкий синдром неприятия, и последующее проведение ядерных испытаний — ничего общего с мирным использованием атомной энергии, повышением жизнеобеспечения человечества, не имеет. Ядерное оружие — это специально созданное оружие массового поражения, как раз предназначенное для причинения наибольшего ущерба, для уничтожения или наибольшего разрушения как можно более крупных и значимых объектов. Гигантские поражающие факторы ядерного оружия получились не автоматически при высвобождении ядерной энергии, но стали результатом большого числа специальных разработок и на многие порядки превосходят поражающие факторы аварий на атомных объектах в количественном и качественном отношении. Именно это и было продемонстрировано в полном объеме в ядерных взрывах, т.е. была достигнута та цель, к которой и стремились. Но это совершенно особая, самостоятельная цель использования атомной энергии в военных интересах.

Цель развития и применения атомной науки и техники, энергетики и промышленности в мирных интересах совершенно иная — повышение качества и продолжительности жизни, а не уничтожение человечества. Поэтому накладывать на деятельность по мирному использованию атомной энергии ужасы, сопряженные с ее военным использованием, мягко говоря, неграмотно.

Иное дело — две другие серии событий:

– значимые аварии на атомных электростанциях, например, Уиндскейл (Англия), Три Майл Aйленд (США), Чернобыль (СССР);

– технологические аварии в ядерном оружейном комплексе с радиоактивным загрязнением окружающей среды, крупнейшей из которых является авария на ПО “Маяк” в 1957 г. (Кыштымская авария).

Аварии возникали на пути освоения технологий из-за ограниченного знания в те годы ряда физических явлений и особенностей технологий.

Именно эти события создают закономерную настороженность и даже предубеждение общественности в отношении к атомной отрасли. И именно эти события являются трагическими уроками, в ряду других многих трагических уроков человечества, но именно уроками для профессионалов атомной отрасли, особенно для тех, кто специально занимается противодействием возникновению чрезвычайных ситуаций в атомной отрасли и реагированием на их возникновение — ограничением масштаба и ущерба аварии, ликвидацией последствий аварии, разработкой мер по недопущению подобных аварий в дальнейшем.

Эти трагические уроки многому научили профессионалов: были сделаны соответствующие выводы и разработки, учтенные в применяемых устройствах и технологиях, культуре производства и психологии обращения. К настоящему времени все более либо менее значимые ядерные аварии проанализированы международной группой экспертов с участием российских специалистов и описаны в специальном сборнике “A Review of Criticality Accidents”, Los Alamos, 2000.

 

Таблица 1. Последствия техногенных аварий

НаименованиеКоличество
пострадавшихпогибших
Химическая авария в Бхопале (Индия,1984)
200 000
3 150
Взрыв ж/д грузового поезда на ст. Арзамас (04.06.88)
 91
Взрыв нефтепровода в Башкирии (03.06.89)
 780
Ж/д авария с 32 цистернами хлора (Мексика, авг. 1991)
500
17
Авиакатастрофа в Иркутской обл. (03.01.94)
 125
Гибель парома "Эстония" (28.09.94)
 852
Авиакатастрофа в Хабаровском крае (05.12.95)
 125
Авиакатастрофа самолета ТУ-154, сбитого над Черным
морем ракетой ПВО Украины (04.10.2001)
 78
Чернобыльская авария (26.04.86)
134
28
Радиационные аварии и инциденты в нашей стране (за 50 лет общее количество 385)
684
56

К сожалению, ядерные и радиационные аварии являются не единственным видом аварий, более того, их количество и созданный ими ущерб, выраженный числом погибших или в финансовом отношении, составляет лишь малую часть аналогичных величин для техносферы в целом или других отраслей хозяйственной деятельности, таких как добывающая промышленность, химическая, транспорт и т.д. Общеизвестно, что любая деятельность человека, включая активный отдых, развлечения, спорт, таит в себе потенциальную опасность, сопряжена с большим или меньшим риском. Человек погружен в море риска, и риск атомной отрасли не является исключением, но в современных условиях он на 1–3 порядка ниже риска, существующего в других отраслях человеческой деятельности.

Только в течение 2001 г. в Российской Федерации по данным МЧС России произошло 617 аварий техногенного характера, приведших к гибели 1157 человек. В то же время на предприятиях Минатома России в течение последних 5 лет не произошло ни одной ядерной или радиационной аварии, повлекшей за собой гибель человека. Однако число погибших в системе Минатома в 2001 г. составило 40 человек (в 2000 и 1999 годах — 29 и 35 человек соответственно), абсолютное большинство которых связано с выполнением автотранспортных и строительных работ, т.е. работ вспомогательных для ядерного комплекса. Общее число погибших в нашей стране вследствие радиационных аварий и инцидентов за последние 50 лет (56 человек) не превышает среднего числа жертв всего лишь одной крупной транспортной катастрофы, а общее число пострадавших от радиации неизмеримо меньше, чем при аварии на химическом заводе в Бхопале (см. таблицу 1).

 

Таблица 2. Радиационные инциденты на объектах Минатома России (1990–2001 гг.)

 

Дата
Объект
Характеристика
инцидента
Кол-во
постр.
Последствия
1993,
апрель
СХК,
г. Северск,
Томской обл.
Разрушение
технологического
аппарата с выбросом
радиоактивности
нет

Загрязнение территории
предприятия,

СЭЗ и ЗН без переоблучения

персонала и населения

1993,
август
НИИАР,
г.Димитровград,
Ульяновской обл.
Работа с облученной
мишенью на канале
реактора
1
Лучевая травма с
ампутацией пальцев
1995,
май
Смоленская
АЭС
Установка выпавшего из
дефектоскопа
гамма-источника
1
Лучевой ожог пальцев
руки
1997,
май
НЗХК,
г. Новосибирск
СЦР в технологической
емкости
нет
Без последствий
1997,
июнь
ВНИИЭФ
г. Саров
СЦР при работе на
критсборке
1
Переоблучение с
летальным исходом
1999,
июнь
СХК,
г. Северск,
Томской обл.
Выброс облученных
блоков из канала
реактора
нет
Переоблучение двух
человек без медицинских
последствий

 

Таким образом, проблема аварийности или чрезвычайных ситуаций техногенного характера важна и для России, и для других стран. Она затрагивает все виды деятельности человека, причем вне ядерного комплекса эта проблема является более острой.

В соответствии с этим для решения указанной проблемы у нас в стране создана единая Российская система реагирования на чрезвычайные ситуации (РСЧС), одной из составных частей которой является отраслевая система (ОСЧС) Минатома России. Функционирование РСЧС и ОСЧС осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе Федеральными законами:

 – О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ,

 – Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ,

 – а для Минатома России и в соответствии с “Концепцией функционирования и развития аварийно-спасательной службы Минатома России”, введенной в действие приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии в 2001 г.

Несмотря на то, что ОСЧС Минатома России предназначена для предотвращения аварийных ситуаций, ограничения их масштаба и возможного ущерба и ликвидации последствий любых аварий, происходящих в отрасли, основное внимание уделяется все же ядерным и радиационным авариям. И именно ядерные и радиационные аварии в России являются сферой ответственности Минатома России как органа Государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, как Государственного компетентного органа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и физической защите при транспортировании делящихся материалов и радиоактивных веществ, а также в соответствии с другими задачами и компетенцией, установленными Минатому России нормативнозаконодательными актами.

ОСЧС Минатома России возглавляется непосредственно Министром и включает в себя несколько специфических подсистем по направлениям деятельности: ядерного оружейного комплекса, атомной энергетики, ядерного топливного цикла и транспортирования радиоактивных материалов. Понятно, что эти направления деятельности отличаются нормативной документацией, используемыми технологиями, специалистами, привлекаемыми для решения возникающих задач.

Как уже говорилось, значительное место в работе ОСЧС занимает предупреждение аварийных ситуаций и противодействие их возникновению. Фактически эта работа начинается в момент проведения предпроектных исследований, осуществляется в процессе проектирования и разработки установок, технологий и сооружений, выбора их места размещения. Так, например, ученые и специалисты Минатома России постоянно работают над повышением безопасности ядерных энергетических установок (реакторов), стремясь придать им свойство естественной, внутренне присущей безопасности и устойчивости при случайных (аварийных) отклонениях от режима безопасной работы или при внешних аварийных воздействиях. Этому служат автоматические системы управления и аварийной защиты, помещение установок в герметизированные отсеки (боксы) и прочные сооружения (контейнменты), удаление ядерных установок от других потенциально опасных объектов, объектов социально-гражданского назначения и населенных пунктов на значительные расстояния, создание контролируемых и санитарно-защитных зон и зон наблюдения, создание систем контроля технологи ческих процессов и систем мониторинга радиационной обстановки (АСКРО) и т.д. Для обеспечения безопасности и противодействия чрезвы- чайным ситуациям на ядерно- и радиационно-опасных объектах на всем протяжении их жизненного цикла используется полный набор государственно- управленческих методов воздействия, начиная с идентификации и тщательного анализа опасностей с оценкой риска, их регистрации, и кончая ликвидацией последствий аварий и расследованием несчастных случаев.

Эта работа производится постоянно и непрерывно, и важное место в ней занимает получение и анализ текущей контрольной информации, осуществляемые центрами научно-технической поддержки, информационными кризисными центрами и Ситуационно-кризисным центром (СКЦ) Минатома России. Для анализа собираемой информации и выработки вариантов решений (рекомендаций для руководства Минатома России) в необходимых случаях могут привлекаться эксперты государственного научно-технического центра экспертиз проектов и технологий Минатома России, зарегистрированные в отраслевом реестре экспертов научно-технической сферы. Пожалуй, впервые в комплексном виде и в полном объеме ОСЧС Минатома России использовала работу СКЦ и экспертов для выработки рекомендаций по реагированию на ядерную аварию в Токай-Мура (Япония) в сентябре 1999 г. по просьбе посольства Японии в России. В дальнейшем по этой же схеме СКЦ и эксперты участвовали в проведении российских и международных учений по реагированию на ядерные и радиационные аварии.

Для практического реагирования на реализовавшиеся аварии в Минатоме России создана аварийно-спасательная служба (АСС). Она включает в себя специальные формирования (отобранные, обученные и аттестованные кадры спасателей), специальное оборудование для работы в очаге и окрестностях ядерной и радиационной аварии (средства разведки, роботы, инструмент, средства индивидуальной защиты спасателей) и специальные роботизированные дистанционные технологии для работы в полях ионизирующего излучения и в зонах радиоактивного и химического загрязнения.

Деятельность спасателей, как уже говорилось, регламентируется Федеральным Законом “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” и осуществляется на основе разрешений, выдаваемых аварийно-спасательным формированиям по результатам аттестации, проводимой МЧС России, и индивидуальным спасателям (книжка спасателя) аттестационной комиссией Минатома России.

Главной задачей АСС является ее готовность реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации в минимально возможные сроки и с максимально возможной эффективностью. Естественно, что это достигается целым рядом мер, начиная от выбора схемы построения и территориального размещения АСС и заканчивая проведением соответствующих тренировок для наработки технологий ликвидации различных видов чрезвычайных ситуаций.

Оптимизация структуры АСС, схемы построения и размещения постоянно находятся в поле зрения руководства ОСЧС Минатома России, отражаются и закрепляются Концепцией функционирования и развитияАССи соответствующими приказами Министра Российской Федерации по атомной энергии.

Отряд Минатома России
Отряд Минатома России на международных учениях ''Баренц Риск–2001'' в Швеции

Наработка технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций происходит в процессе проведения НИОКР и закрепляется в ходе различных учений. Только в первой половине 2002 года проведено три командно-штабных учения: на Смоленской АЭС, в Южном Федеральном округе и на заводе химических концентратов в г. Новосибирске.

В учениях, помимо аварийно-спасательных формирований отрасли, принимали участие территориальные подразделения других федеральных органов исполнительной власти (МЧС России,МВДРоссии, Минздрава России, Госатомнадзора России), а также представители органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Представители АСС отрасли регулярно принимают участие и в учениях, проводимых за рубежом, где демонстрируют свой высокий профессионализм.

В настоящей брошюре представлен краткий обзор основных целей и задач АСС и их технического оснащения.

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024