Введение О готовности атомной отрасли к чрезвычайным ситуациям Атомная отрасль использует самые мощные силы материи, сконцентрированные в ее структурах, — внутриатомные и внутриядерные силы. Их контролируемое высвобождение и использование на благо человечества требует разработки сложных устройств и технологий, вовлечения в них большого количества веществ и материалов, в том числе и агрессивных сред, обладающих различными видами потенциальной опасности, такими, например, как химическая и токсикологическая, концентрации в применяемых устройствах и технологиях больших количеств запасенной энергии, например, тепловой, химической, кинетической, использования высоких параметров технологических процессов, таких как давление, температура и т.д. Естественно, что использование всего, указанного выше, хотя и сулит большие выгоды, сопряжено с опасностью неконтролируемого высвобождения энергии и требует не просто высочайшей квалификации персонала, но культуры производства, ответственности и осторожности. В сознании людей, далеких от сложностей научных разработок и высоких технологий атомной отрасли, потенциальные опасности, связанные с атомной энергией, ассоциируются, как правило, с тремя сериями однотипных событий, известными большинству населения, но имеющими различ- ную и часто не всегда адекватную интерпретацию в средствах массовой информации. Мы не будем разбирать эти серии событий, отметим только, что первая из них — атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, впервые познакомившая население Земли с практическим применением атомной энергии и создавшая стойкий синдром неприятия, и последующее проведение ядерных испытаний — ничего общего с мирным использованием атомной энергии, повышением жизнеобеспечения человечества, не имеет. Ядерное оружие — это специально созданное оружие массового поражения, как раз предназначенное для причинения наибольшего ущерба, для уничтожения или наибольшего разрушения как можно более крупных и значимых объектов. Гигантские поражающие факторы ядерного оружия получились не автоматически при высвобождении ядерной энергии, но стали результатом большого числа специальных разработок и на многие порядки превосходят поражающие факторы аварий на атомных объектах в количественном и качественном отношении. Именно это и было продемонстрировано в полном объеме в ядерных взрывах, т.е. была достигнута та цель, к которой и стремились. Но это совершенно особая, самостоятельная цель использования атомной энергии в военных интересах. Цель развития и применения атомной науки и техники, энергетики и промышленности в мирных интересах совершенно иная — повышение качества и продолжительности жизни, а не уничтожение человечества. Поэтому накладывать на деятельность по мирному использованию атомной энергии ужасы, сопряженные с ее военным использованием, мягко говоря, неграмотно. Иное дело — две другие серии событий: – значимые аварии на атомных электростанциях, например, Уиндскейл (Англия), Три Майл Aйленд (США), Чернобыль (СССР); – технологические аварии в ядерном оружейном комплексе с радиоактивным загрязнением окружающей среды, крупнейшей из которых является авария на ПО “Маяк” в 1957 г. (Кыштымская авария). Аварии возникали на пути освоения технологий из-за ограниченного знания в те годы ряда физических явлений и особенностей технологий. Именно эти события создают закономерную настороженность и даже предубеждение общественности в отношении к атомной отрасли. И именно эти события являются трагическими уроками, в ряду других многих трагических уроков человечества, но именно уроками для профессионалов атомной отрасли, особенно для тех, кто специально занимается противодействием возникновению чрезвычайных ситуаций в атомной отрасли и реагированием на их возникновение — ограничением масштаба и ущерба аварии, ликвидацией последствий аварии, разработкой мер по недопущению подобных аварий в дальнейшем. Эти трагические уроки многому научили профессионалов: были сделаны соответствующие выводы и разработки, учтенные в применяемых устройствах и технологиях, культуре производства и психологии обращения. К настоящему времени все более либо менее значимые ядерные аварии проанализированы международной группой экспертов с участием российских специалистов и описаны в специальном сборнике “A Review of Criticality Accidents”, Los Alamos, 2000. Таблица 1. Последствия техногенных аварий Наименование | Количество | пострадавших | погибших | Химическая авария в Бхопале (Индия,1984)
| 200 000
| 3 150
| Взрыв ж/д грузового поезда на ст. Арзамас (04.06.88)
| | 91
| Взрыв нефтепровода в Башкирии (03.06.89)
| | 780
| Ж/д авария с 32 цистернами хлора (Мексика, авг. 1991)
| 500
| 17
| Авиакатастрофа в Иркутской обл. (03.01.94)
| | 125
| Гибель парома "Эстония" (28.09.94)
| | 852
| Авиакатастрофа в Хабаровском крае (05.12.95)
| | 125
| Авиакатастрофа самолета ТУ-154, сбитого над Черным морем ракетой ПВО Украины (04.10.2001)
| | 78
| Чернобыльская авария (26.04.86)
| 134
| 28
| Радиационные аварии и инциденты в нашей стране (за 50 лет общее количество 385)
| 684
| 56
|
К сожалению, ядерные и радиационные аварии являются не единственным видом аварий, более того, их количество и созданный ими ущерб, выраженный числом погибших или в финансовом отношении, составляет лишь малую часть аналогичных величин для техносферы в целом или других отраслей хозяйственной деятельности, таких как добывающая промышленность, химическая, транспорт и т.д. Общеизвестно, что любая деятельность человека, включая активный отдых, развлечения, спорт, таит в себе потенциальную опасность, сопряжена с большим или меньшим риском. Человек погружен в море риска, и риск атомной отрасли не является исключением, но в современных условиях он на 1–3 порядка ниже риска, существующего в других отраслях человеческой деятельности. Только в течение 2001 г. в Российской Федерации по данным МЧС России произошло 617 аварий техногенного характера, приведших к гибели 1157 человек. В то же время на предприятиях Минатома России в течение последних 5 лет не произошло ни одной ядерной или радиационной аварии, повлекшей за собой гибель человека. Однако число погибших в системе Минатома в 2001 г. составило 40 человек (в 2000 и 1999 годах — 29 и 35 человек соответственно), абсолютное большинство которых связано с выполнением автотранспортных и строительных работ, т.е. работ вспомогательных для ядерного комплекса. Общее число погибших в нашей стране вследствие радиационных аварий и инцидентов за последние 50 лет (56 человек) не превышает среднего числа жертв всего лишь одной крупной транспортной катастрофы, а общее число пострадавших от радиации неизмеримо меньше, чем при аварии на химическом заводе в Бхопале (см. таблицу 1). Таблица 2. Радиационные инциденты на объектах Минатома России (1990–2001 гг.) Дата
| Объект
| Характеристика
инцидента
| Кол-во
постр.
| Последствия
| 1993,
апрель
| СХК, г. Северск, Томской обл.
| Разрушение технологического аппарата с выбросом радиоактивности
| нет
| Загрязнение территории предприятия, СЭЗ и ЗН без переоблучения персонала и населения | 1993,
август
| НИИАР, г.Димитровград, Ульяновской обл.
| Работа с облученной мишенью на канале реактора
| 1
| Лучевая травма с ампутацией пальцев
| 1995,
май
| Смоленская АЭС
| Установка выпавшего из дефектоскопа гамма-источника
| 1
| Лучевой ожог пальцев руки
| 1997,
май
| НЗХК, г. Новосибирск
| СЦР в технологической емкости
| нет
| Без последствий
| 1997,
июнь
| ВНИИЭФ г. Саров
| СЦР при работе на критсборке
| 1
| Переоблучение с летальным исходом
| 1999,
июнь
| СХК, г. Северск, Томской обл.
| Выброс облученных блоков из канала реактора
| нет
| Переоблучение двух человек без медицинских последствий
|
Таким образом, проблема аварийности или чрезвычайных ситуаций техногенного характера важна и для России, и для других стран. Она затрагивает все виды деятельности человека, причем вне ядерного комплекса эта проблема является более острой. В соответствии с этим для решения указанной проблемы у нас в стране создана единая Российская система реагирования на чрезвычайные ситуации (РСЧС), одной из составных частей которой является отраслевая система (ОСЧС) Минатома России. Функционирование РСЧС и ОСЧС осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе Федеральными законами: – О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, – Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ, – а для Минатома России и в соответствии с “Концепцией функционирования и развития аварийно-спасательной службы Минатома России”, введенной в действие приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии в 2001 г. Несмотря на то, что ОСЧС Минатома России предназначена для предотвращения аварийных ситуаций, ограничения их масштаба и возможного ущерба и ликвидации последствий любых аварий, происходящих в отрасли, основное внимание уделяется все же ядерным и радиационным авариям. И именно ядерные и радиационные аварии в России являются сферой ответственности Минатома России как органа Государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, как Государственного компетентного органа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и физической защите при транспортировании делящихся материалов и радиоактивных веществ, а также в соответствии с другими задачами и компетенцией, установленными Минатому России нормативнозаконодательными актами. ОСЧС Минатома России возглавляется непосредственно Министром и включает в себя несколько специфических подсистем по направлениям деятельности: ядерного оружейного комплекса, атомной энергетики, ядерного топливного цикла и транспортирования радиоактивных материалов. Понятно, что эти направления деятельности отличаются нормативной документацией, используемыми технологиями, специалистами, привлекаемыми для решения возникающих задач. Как уже говорилось, значительное место в работе ОСЧС занимает предупреждение аварийных ситуаций и противодействие их возникновению. Фактически эта работа начинается в момент проведения предпроектных исследований, осуществляется в процессе проектирования и разработки установок, технологий и сооружений, выбора их места размещения. Так, например, ученые и специалисты Минатома России постоянно работают над повышением безопасности ядерных энергетических установок (реакторов), стремясь придать им свойство естественной, внутренне присущей безопасности и устойчивости при случайных (аварийных) отклонениях от режима безопасной работы или при внешних аварийных воздействиях. Этому служат автоматические системы управления и аварийной защиты, помещение установок в герметизированные отсеки (боксы) и прочные сооружения (контейнменты), удаление ядерных установок от других потенциально опасных объектов, объектов социально-гражданского назначения и населенных пунктов на значительные расстояния, создание контролируемых и санитарно-защитных зон и зон наблюдения, создание систем контроля технологи ческих процессов и систем мониторинга радиационной обстановки (АСКРО) и т.д. Для обеспечения безопасности и противодействия чрезвы- чайным ситуациям на ядерно- и радиационно-опасных объектах на всем протяжении их жизненного цикла используется полный набор государственно- управленческих методов воздействия, начиная с идентификации и тщательного анализа опасностей с оценкой риска, их регистрации, и кончая ликвидацией последствий аварий и расследованием несчастных случаев. Эта работа производится постоянно и непрерывно, и важное место в ней занимает получение и анализ текущей контрольной информации, осуществляемые центрами научно-технической поддержки, информационными кризисными центрами и Ситуационно-кризисным центром (СКЦ) Минатома России. Для анализа собираемой информации и выработки вариантов решений (рекомендаций для руководства Минатома России) в необходимых случаях могут привлекаться эксперты государственного научно-технического центра экспертиз проектов и технологий Минатома России, зарегистрированные в отраслевом реестре экспертов научно-технической сферы. Пожалуй, впервые в комплексном виде и в полном объеме ОСЧС Минатома России использовала работу СКЦ и экспертов для выработки рекомендаций по реагированию на ядерную аварию в Токай-Мура (Япония) в сентябре 1999 г. по просьбе посольства Японии в России. В дальнейшем по этой же схеме СКЦ и эксперты участвовали в проведении российских и международных учений по реагированию на ядерные и радиационные аварии. Для практического реагирования на реализовавшиеся аварии в Минатоме России создана аварийно-спасательная служба (АСС). Она включает в себя специальные формирования (отобранные, обученные и аттестованные кадры спасателей), специальное оборудование для работы в очаге и окрестностях ядерной и радиационной аварии (средства разведки, роботы, инструмент, средства индивидуальной защиты спасателей) и специальные роботизированные дистанционные технологии для работы в полях ионизирующего излучения и в зонах радиоактивного и химического загрязнения. Деятельность спасателей, как уже говорилось, регламентируется Федеральным Законом “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” и осуществляется на основе разрешений, выдаваемых аварийно-спасательным формированиям по результатам аттестации, проводимой МЧС России, и индивидуальным спасателям (книжка спасателя) аттестационной комиссией Минатома России. Главной задачей АСС является ее готовность реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации в минимально возможные сроки и с максимально возможной эффективностью. Естественно, что это достигается целым рядом мер, начиная от выбора схемы построения и территориального размещения АСС и заканчивая проведением соответствующих тренировок для наработки технологий ликвидации различных видов чрезвычайных ситуаций. Оптимизация структуры АСС, схемы построения и размещения постоянно находятся в поле зрения руководства ОСЧС Минатома России, отражаются и закрепляются Концепцией функционирования и развитияАССи соответствующими приказами Министра Российской Федерации по атомной энергии.  Отряд Минатома России на международных учениях ''Баренц Риск–2001'' в Швеции Наработка технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций происходит в процессе проведения НИОКР и закрепляется в ходе различных учений. Только в первой половине 2002 года проведено три командно-штабных учения: на Смоленской АЭС, в Южном Федеральном округе и на заводе химических концентратов в г. Новосибирске. В учениях, помимо аварийно-спасательных формирований отрасли, принимали участие территориальные подразделения других федеральных органов исполнительной власти (МЧС России,МВДРоссии, Минздрава России, Госатомнадзора России), а также представители органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Представители АСС отрасли регулярно принимают участие и в учениях, проводимых за рубежом, где демонстрируют свой высокий профессионализм. В настоящей брошюре представлен краткий обзор основных целей и задач АСС и их технического оснащения.
|