Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

П6. Оценка индивидуальных рисков для персонала

Как неоднократно подчеркивалось на высшем государственном уровне, успешное и эффективное развитие атомной энергетики в нашей стране возможно лишь при полном выполнении стандартов радиационной защиты персонала и населения, утвержденных авторитетными международными организациями (МКРЗ, МАГАТЭ, НКДАР ООН).

В новой редакции рекомендаций МКРЗ по радиационной защите (одобренной на заседании главной комиссии МКРЗ 19-21 марта 2007 г.) вводится жесткое ограничение на возможность использования величины коллективной дозы в задачах оптимизации радиационной защиты персонала и населения.

Правильность такого заключения подтверждается результатами оценки медицинских последствий чернобыльской катастрофы, полученными Национальным радиационно-эпидемиологи ческим регистром (МРНЦ РАМН, г. Обнинск). В наиболее загрязненных радионуклидами областях России (Брянской, Калужской, Тульской и Орловской) малые дозы облучения получены значительными контингентами населения. По величине коллективной дозы легко оценить, что уже к настоящему времени следовало бы ожидать 1000-1500 дополнительных радиационно-индуцированных онкологических заболеваний. Однако эти заболевания не были выявлены, что подтверждает правильность предлагаемых МКРЗ ограничений по использованию величины коллективной дозы для решения оптимизации системы радиационной защиты.

В 101 публикации МКРЗ, посвященной оптимизации радиационной защиты, вводится понятие «дозовой матрицы», которая должна учитывать динамику полученных работником доз облучения с момента постановки на индивидуальный дозиметрический контроль и служить основой для оценки величины индивидуального радиационного риска. Индивидуальный радиационный риск оценивается по модели, разработанной НКДАР ООН по данным исследований, проведенных среди облученного населения японских городов в результате атомных бомбардировок в 1945 году.

В настоящее время УЯРБ Росатома совместно с МРНЦ РАМН начал работы по формированию групп потенциального риска среди персонала ряда организаций отрасли и по созданию автоматизированных рабочих мест для оценки индивидуального риска с целью отработки технологии оптимизации радиационной зашиты.

На данном этапе работы сформированы «дозовые матрицы» для 43 тыс. человек из персонала отрасли, стоящего на индивидуальном дозиметрическом контроле (табл. П6-1).

 

Таблица П6-1. Группы персонала предприятий отрасли, включаемые в радиоэпидемиологический анализ

 

Подотрасль
Предприятие
Человек
РЭА
Все АЭС
22626
ТВЭЛ
Машиностроительный завод, г. Электросталь
Чепецкий механический завод, г. Глазов
 1918
УПЯМАнгарский электролизный химический комбинат, г. Ангарск
Горно-химический комбинат, г. Железногорск
Уральский электрохимический комбинат, г. Новоуральск
Производственное объединение «Маяк», г. Озерск
Сибирский химический комбинат, г. Северск
14724
Наука
ГНЦ РФ — Физико-энергетический институт, г. Обнинск
ГНЦ РФ — НИИ атомных реакторов, г. Димитровград
Институт реакторных материалов, г. Заречный
4246
Всего:
43514

 

Рис.П6-1. Индивидуальные риски персонала Росатома
Рис.П6-1. Индивидуальные риски персонала Росатома (43514 человек) на основе «дозовой матрицы»

Рис. П6-2. Распределение группы высокого потенциального риска
Рис. П6-2. Распределение группы высокого потенциального риска по стажу работы на ИДК и возрасту (солидные раки)

Рис. П6-3. Распределение группы высокого потенциального риска
Рис. П6-3. Распределение группы высокого потенциального риска по стажу работы на ИДК и возрасту (лейкозы)

На рис. П6-1 показано распределение персонала (43514 человек) по величине индивидуального атрибутивного (т.е. радиационно- обусловленного) риска потенциальной индукции лейкозов (порог 75%) и солидных раков (порог 20%). Следует отметить, что подавляющее число персонала (98,64%) не попадает в группу высокого потенциального риска. В группе риска находится 1,4% персонала (587 человек): по лейкозам — 0,95% персонала, по солидным ракам—0,41% персонала, по солидным ракам и лейкозам одновременно — 1 человек.

На рис. П6-2 и П6-3 показаны распределения групп высокого потенциального риска по стажу работы на ИДК и возрасту. Можно заметить, что в группе высокого потенциального риска по солидным ракам средний стаж на ИДК составляет 40 лет, средний возраст — 62 года. В группе высокого потенциального риска по лейкозам средний стаж на ИДК — 13 лет, средний возраст — 35 лет. Технология формирования групп потенциального риска по методике МАГАТЭ реализована в программном комплексе АРМИР (Автоматизированное Рабочее Место по оценке Индивидуального Риска, разработчик НПК «Мединфо»). В письме Росатома № 02-6881 от 8.11.2006 г. «О внедрении системы АРМИР» руководителям организаций рекомендуется:

  • внедрить систему АРМИР на всех предприятиях отрасли;
  • использовать систему АРМИР для оценки состояния и оптимизации обеспечения радиационной защиты персонала на отраслевом и объектовом уровнях;
  • использовать результаты, получаемые по данной технологии, в системе добровольного медицинского страхования с учетом возможности оказания адресной клинико-диагностической помощи лицам, отнесенным к группе повышенного риска.

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024