Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

П2. Основные положения ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»

 

Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 444.

Государственным заказчиком-координатором Программы на 2008-2015 годы определен Росатом, а государственными заказчиками — МЧС России, Росгидромет, Ростехнадзор, Росатом, Росстрой, ФМБА России, Росморречфлот, Роспромом, Роснаука и Рособразование.

Программа на 2008-2015 годы является практической реализацией «Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

Основной целью Программы на 2008-2015 годы является комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, связанных с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, совершенствованием систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.

Указанная цель обуславливает необходимость осуществления деятельности по следующим пяти направлениям:

Направление 1. «Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с ОЯТ и РАО». Предусмотрено создание основных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, включая создание мощностей хранения отработавшего ядерного топлива на 46 тыс. тонн и радиоактивных отходов на 165 тыс. куб. м, что обеспечит потребности страны в среднесрочной перспективе.

Направление 2. «Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью», которое предполагает:

  • повышение безопасности связанных с прошлой деятельностью 270 ядерно и радиационно опасных объектов;
  • подготовку к выводу из эксплуатации 188 объектов;
  • ликвидацию 42 ядерно и радиационно опасных объектов;
  • повышение безопасности обращения с накопленным отработавшим ядерным топливом, в том числе размещение 4380 тонн проблемного ОЯТ в объекте длительного хранения;
  • перевод в экологически безопасное состояние накопленных РАО активностью 3·1019 Бк.

Направление 3. «Создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения и контроля ЯРБ в условиях нормальной эксплуатации и аварий». В рамках направления осуществляется создание и совершенствование:

  • Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации, включая 7 ведомственных и 25 региональных подсистем;
  • систем государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО;
  • системы контроля и учета индивидуальных доз облучения персонала ядерно и радиационно опасных объектов;
  • автоматизированной системы непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов (грузов) и материалов, в том числе при их транспортировке всеми видами транспорта;
  • единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями, включая материально-техническую базу специализированных сил для ликвидации радиационных аварий с обеспечением их готовности;
  • систем физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов;
  • системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

Направление 4. «Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия», которое предусмотрено осуществить за счет совершенствования медико-санитарного обеспечения радиационной безопасности и создания современных медико-гигиенических технологий, выполнения работ по повышению уровня радиационной безопасности при добыче, переработке и использовании минерального сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов.

Направление 5. «Научное, информационно-аналитическое и организационное обеспечение государственной деятельности в области ядерной и радиационной безопасности», которое за счет научной обоснованности подходов к практической реализации программных мероприятий должно привести к снижению радиационных рисков с наименьшими затратами.

Общий объем финансирования Программы на 2008-2015 годы составляет 145,32 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета — 131,82 млрд. руб., из внебюджетных исто чников — 12,22 млрд. руб. и из средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 1,28 млрд. руб.

Согласно Программе свыше 89% средств федерального бюджета планируется направить на создание национальных объектов инфраструктуры системы обращения с РАО и ОЯТ и на существенное продвижение в решении проблем, накопившихся в результате прошлой, в том числе оборонной деятельности государства. В результате реализации Программы предусмотрены: установление надежного и долгосрочного контроля за отработавшим ядерным топливом, мощными радиоизотопными источниками, другими опасными материалами и объектами; ликвидация остановленных ядерно и радиационно опасных объектов, в том числе в крупных городах. Программа на 2008-2015 годы создает предпосылки для существенного увеличения в дальнейшем доли расходов эксплуатирующих организаций и полное покрытие расходов на вновь образующиеся ОЯТ и РАО за счет себестоимости продукции.

Разработка Программы велась на основе детальных перечней программных мероприятий и обосновывающих материалов, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, эксплуатирующими и научными организациями и субъектами Российской Федерации. Значительный объем запрашиваемых средств федерального бюджета потребовал серьезной проработки всего перечня мероприятий со стороны государственного заказчика — координатора и государственных заказчиков Программы на 2008-2015 годы, а также Минэкономразвития России и Минфина России.

Эффективность и результативность предлагаемого Программой решения проблем ядерной и радиационной безопасности складывается из:

  • предотвращенного экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций с радиологическими последствиями на ядерно и радиационно опасных объектах ядерного наследия;
  • оценки экономического ущерба при авариях на ряде объектов достигают угрожающих для экономики страны размеров;
  • экономии бюджетных расходов будущих периодов за счёт своевременного решения накопленных проблем. При дальнейшем откладывании решения наиболее острых проблем бюджетные расходы, связанные с выполнением аналогичного комплекса работ, неизбежно многократно возрастут из-за их усложнения их характера и условий проведения;
  • исключения будущих бюджетных расходов на безопасное содержание объектов, ликвидация которых предусмотрена Программой на 2008-2015 годы;
  • повышения конкурентоспособности предприятий атомной отрасли и предотвращения утраты экспортного потенциала отрасли;
  • повышения инвестиционной привлекательности отрасли в целом, предприятий и регионов их размещения.

 

 Помимо этого реализация Программы на 2008-2015 годы обеспечит:

  • условия для снижения социальной напряженности в регионах размещения ядерно и радиационно опасных объектов;
  • повышение занятости имеющегося высококвалифицированного персонала предприятий атомной отрасли и смежных отраслей (до 10 тыс. человек);
  • снижение поступления радиоактивных веществ в окружающую среду в результате модернизации защитных инженерных барьеров, перевода ядерно и радиационно опасных объектов и радиоактивных отходов в экологически безопасное состояние, реабилитации радиационно- загрязненных территорий;
  • создание перспективных технических средств ликвидации последствий ядерных и радиационных инцидентов для аварийно-спасательных формирований, систем аварийного и экологи ческого мониторинга;
  • нераспространение ядерных материалов за счет совершенствования систем физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО.

Создание основных элементов национальной инфраструктуры по безопасному обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами позволит уточнить оценку стоимости работ по обращению с ОЯТ и РАО, включая окончательную изоляцию РАО и, как следствие этого, возможность обоснованного разделения финансовой ответственности между государством (накопленные проблемы) и эксплуатирующими организациями (текущая деятельность, при которой обеспечение безопасности должно включаться в стоимость произведенной продукции и услуг).

Принятие Программы отразило коренное изменение подхода к планированию государственных расходов и деятельности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и потребует от исполнителей Программы серьезной и напряженной работы по её реализации.

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024