Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

4. Информирование и взаимодействие с общественностью и СМИ

Обязанность и ответственность органов государственного управления использованием атомной энергии и эксплуатирующими организациями за информирование общественности о безопасности проводимой ими деятельности закреплена федеральным законом «Об использовании атомной энергии». Закон предусматривает, что при нормальных условиях эксплуатирующая организация обеспечивает информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения.

Рис. 4-1. Фрагмент сайта Волгодонской АЭС с данными о радиационной обстановке
Рис. 4-1. Фрагмент сайта Волгодонской АЭС с данными о радиационной обстановке

Радиационно опасные предприятия отрасли размещают на своих веб-сайтах и в местных СМИ сведения о текущем режиме работы и данные о радиационной обстановке с постов контроля в зоне наблюдения (рис. 4-1). Но дело не ограничивается только этим, поскольку информирование общественности по вопросам безопасности — важнейшая составляющая позитивного позиционирования отрасли в общественном мнении. Информационные службы центрального аппарата Росатома и его предприятий постоянно взаимодействуют с экологическими и молодежными организациями, отвечают на запросы журналистов, устраивают экскурсии, брифинги и пресстуры, ведут просветительскую работу.

Руководство атомной отрасли и ранее предпринимало усилия наладить конструктивные взаимоотношения с общественностью, в первую очередь с экологами, учитывая большой общественный резонанс вокруг экологи ческих проблем, связанных с атомной отраслью. В 2003 году был создан общественный экологический совет Минатома, в состав которого были приглашены представители экологического движения, в том числе и критически настроенные к ядерной энергетике. Однако в те времена это начинание не получило развитие. Сегодня, когда развитие ядерной энергетики объявлено одним из приоритетов государства, возникла необходимость в возобновлении деятельности Общественного совета с более широкими функциями.

В феврале 2006 года был создан Общественный совет Росатома для более широкого привле чения общественных организаций к выработке политики в области использования атомной энергии, охраны окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности.

В качестве целей Общественного совета определены:

  • привлечение институтов гражданского общества к формированию политики в области использования атомной энергии;
  • организация обмена мнениями между учеными, специалистами, представителями органов государственной власти, представителями общественных и экологических организаций и объединений, представителями общественности по вопросам, связанным с ядерной энергетикой;
  • повышение информированности общественности по основным направлениям деятельности Росатома;
  • совершенствование взаимодействия Росатома с общественными и экологическими объединениями и гражданами.

В числе задач Общественного совета:

  • учет и формирование общественного мнения при подготовке и принятии решений в сфере использования атомной энергии;
  • разъяснение общественным и экологическим объединениям, гражданам целей, задач и методов реализации федеральных целевых программ в области ядерной и радиационной безопасности;
  • сбор и обобщение предложений, поступающих от общественных объединений и граждан, направленных на решение экологических проблем;
  • анализ и подготовка рекомендаций по реализации программ и проектов в области охраны окружающей среды;
  • организация информационной и методической поддержки правовых инициатив общественных и экологических организаций и объединений;
  • организация общественной и информационной поддержки гражданских инициатив в субъектах Российской Федерации.

На своих заседаниях в 2006 году Общественный совет рассмотрел ряд вопросов, среди основных из которых можно отметить следующие:

  • концепция, стратегия и планы информационной и просветительской деятельности в области использования атомной энергии;
  • ход реализации социально-экологических программ в Челябинской области и подготовке к реализации Программы по решению социальных и экологических проблем села Муслюмово;
  • организация и проведение конкурсов среди некоммерческих, общественных и экологических организаций по реализации проектов, направленных на повышение уровня информированности населения по вопросам использования атомной энергии, повышение уровня социальной защищенности населения, проживающего на радиационно-загрязненных территориях и территориях, прилегающих к предприятиям атомной отрасли, по реализации работ в рамках информационно-образовательной и просветительской деятельности в области использования атомной энергии, осуществлению мероприятий по сохранению и развитию научного, исторического и культурного потенциала атомной отрасли и субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены предприятия атомной отрасли.

Заслуживает отдельного рассмотрения политика информационной открытости, проводимая концерном «Росэнергоатом» в целях поддержания объективного общественного мнения к деятельности АЭС. Главной задачей работы с общественностью является своевременное и достоверное предоставление информации о производственной деятельности и событиях, происходящих на АЭС, о радиационной обстановке на территории станции и в зоне наблюдения АЭС.

Для оперативного информирования жителей города, области используются многоканальные автоответчики, установленные в информационных центрах АЭС (ИЦ АЭС). Тексты сообщений автоответчика подлежат ежемесячному обновлению и содержат оперативную информацию о состоянии действующих энергоблоков и обстановке на промплощадке и прилегающей к станции территории.

Одним из действенных механизмов формирования общественного мнения являются средства массовой информации (СМИ). Особое внимание в плане информирования общественности уделяется в наиболее точном отражении официальных данных и предупреждение распространения ложной, некорректной информации о работе и безопасности АЭС. Стало практикой обращение представителей СМИ в ИЦ АЭС, пресс-центр концерна за разъясняющей информацией.

За период 2006 года для федеральных и региональных СМИ (регионы расположения АЭС) было подготовлено 753 пресс-релиза, 284 информационных сообщения и более 1134 публикации по вопросам:

  • о работе блоков и радиационной обстановке;
  • безопасность и эффективность эксплуатации АЭС;
  • проведение ремонтной компании;
  • модернизация и реконструкция оборудования и систем;
  • продлению срока эксплуатации энергоблоков;
  • строительства комплексов обращения с радиоактивными отходами;
  • подготовка персонала, охрана труда, международное сотрудничество, социальные программы и благотворительность, молодежная политика.

Продолжает оставаться очень высоким интерес населения к экскурсиям на АЭС, как формы наглядной информационно-разъяснительной и просветительской работы с населением. Заявки на проведение экскурсий, поступают в течение всего года, несмотря на то, что население извещено о прекращении экскурсий (по соображениям безопасности). По отзывам подавляющего большинства участников, именно посещение АЭС произвело на них сильное впечатление и способствовало формированию реального представления о высоком уровне культуры производства, технической и экологической безопасности АЭС. При проведении экскурсий осуществлялся дифференцированный подход к объему подаваемой информации с учетом образовательного и специального уровня знаний экскурсантов с соответствующей корректировкой маршрута экскурсии. Для проведения тематических экскурсий привлекаются соответствующие специалисты атомной станции. Всего за период 2006 года ИЦ АЭС и АЭС в целом посетили 38700 человек.

Кроме того, в целях популяризации достижений современной атомной энергетики, формирования и поддержания объективного и позитивного отношения к деятельности АЭС, концерна «Росэнергоатом», Федерального агентства по атомной энергии, авторитета их сотрудников всех уровней среди населения в 2006 году, как и ранее, работа осуществлялась по следующим основным направлениям:

  • работа со средствами массовой информации;
  • организация экскурсий в центр общественной информации АЭС;
  • работа с персоналом АЭС (внутреннее информирование);
  • взаимодействие с научными организациями, с преподавательским составом, учащимися средних школ города, ПТУ, студентами;
  • работа с жителями 30-км зоны наблюдения (в т.ч. выездная работа);
  • взаимодействие с администрацией региональных и муниципальных органов власти; федеральными и региональными органами государственной власти; общественно-политическими организациями.

Кроме проведения основной работы, была организована и осуществлена эффективная информационная поддержка строительства 2-го и последующих энергоблоков Волгодонской АЭС, проведения основных этапов строительных работ и хода строительства 4-го энергоблока БН-800.

Своевременное и достоверное предоставление информации, эффективное взаимодействие и проведение просветительско-пропагандистской работы с населением позволило концерну «Росэнергоатом» и в 2006 году сохранить позитивное отношение населения и общественности к АЭС.

Как известно, проблема жителей территории бассейна реки Теча остается одной из проблем, полученных в наследие от прошлых периодов. Ярким примером взаимодействия с общественностью может служить конкурс проектов по решению спектра проблем ФГУП «ПО «Маяк», объявленный Росатомом для общественных организаций. В частности, один из социальных проектов, профинансированных Росатомом, предусматривает социальную реабилитацию и оздоровление детей, проживающих в селе Муслюмово Кунашакского района Челябинской области. В рамках этого проекта — отдых 100 детей в летнем лагере «Чайка» в г. Сочи.

В октябре 2006 года в селе Муслюмово открылся Информационный центр по содействию в отселении жителей. Основной задачей центра станет предоставление бесплатных консультационных услуг жителям этого населенного пункта, который расположен рядом с рекой, пострадавшей вследствие реализации оборонной ядерной программы СССР в середине прошлого столетия. В центре будут работать юристы, специалисты государственных органов регистрации недвижимого имущества, представители органов местного самоуправления и правительства Челябинской области, а также общественных организаций, аккредитованных для участия в программе социально-экологической реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному заражению. Поддержку работе консультационного центра будет осуществлять Общественный совет Росатома.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации в 2006 году Росатом выделил 600 млн. рублей на финансирование мероприятий по преодолению социальных и экологических последствий деятельности ФГУП «ПО «Маяк», включая меры по реабилитации территорий в районе поймы реки Теча в пределах села Муслюмово и отселение жителей села. Правительство Челябинской области закладывает на эти цели в бюджет области на 2007-2008 годы 450 млн. рублей.

20-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС стала серьезным поводом для открытого обсуждения проблем, связанных с ее последствиями — как реальными, так и нередко надуманными. Состоялись мероприятия, в которых участвовали не только профессионалы атомной отрасли, но и ученые институтов РАН и РАМН, специалисты других ведомств.

Итоги 20-летнего изучения радиологических последствий аварии для населения Российской Федерации обсуждались на специальном заседании Российской научной комиссии по радиационной защите (14 марта 2006 г.) и на научном симпозиуме Координационного совета РАН по техническим наукам (4 апреля 2006 г.). Углубленный анализ всего объема накопленных данных составил основу Российского национального доклада «20 лет чернобыльской катастрофы. Итоги и перспективы преодоления ее последствий в России» [5]. Содержание основных разделов национального доклада позволяет говорить о принципиальном согласии результатов работ российских ученых и выводов Чернобыльского форума, главный из которых заключается в том, что «... наиболее тяжелые последствия аварии на ЧАЭС реализовались не в радиологических проявлениях, а в социально-экономической сфере».

Можно упомянуть и организованный 6-7 декабря 2006 года Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий научно-практический семинар, проведенный в рамках Международной специализированной выставки «Чернобыль: экология, человек, здоровье» (Москва, ВВЦ, 5-8 декабря 2006 года), который позволил отразить результаты научных исследований и практических разработок в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы, проведенных в Российской Федерации, Республике Беларусь и Украине за прошедшие 20 лет.

Помимо Национального доклада, были выпущены аналитические обзоры для специалистов и популярные брошюры для широкого круга читателей.

Рис. 4-2. Руководитель Росатома С.В.Кириенко с финалистами конкурса «Энергия Будущего»
Рис. 4-2. Руководитель Росатома С.В.Кириенко с финалистами конкурса «Энергия Будущего»

Программа развития атомной промышленности нацелена в будущее. И то, насколько успешно она будет реализована, зависит от того, кто придет на смену сегодняшним профессионалам отрасли. Уже в течение 5 лет, с января 2002 года действует Интернет-проект «Детская ядерная академия», представляющий собой пример общественной деятельности, направленной на поддержку развития атомной промышленности. Этот проект охватывает все большее число участников, в первую очередь, в районах расположения объектов атомной промышленности. Ежегодно проводится конкурс проектов «Энергия будущего» (рис. 4-2), чемпионаты по дебатам «Зона риска», представляющие собой ролевые игры. На сегодняшний день в проектах Детской ядерной академии участвуют более 2 тысяч учащихся из 120 городов и поселков не только Российской Федерации, но и Беларуси, Казахстана, Украины.

Подробная и оперативная информация об атомной отрасли размещена на сайтах www.minatom.ru; www.rosatom.ru; сайтах АЭС, предприятий.

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024