Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчет по безопасности 2006
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

1.4. Комплексные программы обеспечения безопасности в отрасли

1.4.1. Государственная поддержка работ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в период 2001-2007 гг.

Начиная с 2001 года реализовывалась федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы (далее — Программа на 2000-2006 годы). Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2000-2006 годы за счет средств федерального бюджета составил 943,2 млн. рублей, что составляет всего 15,5% от объема, запланированного при ее утверждении в 2000 году.

В рамках указанной программы была проведена работа по оценке и анализу ситуации с обеспечением ядерной и радиационной безопасности. Ее результаты нашли отражение в «Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г.

При реализации Программы на 2000-2006 годы был достигнут определенный прогресс в области решения общих вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, но кардинально ситуация с накопившимися проблемами не изменилась.

До настоящего времени практически отсутствовал эффективный подход к решению накопившихся проблем. Значительные усилия были предприняты только в отношении утилизации атомных подводных лодок. Если в период до 2004 г. работы по комплексной утилизации объектов атомного военного флота реализовывались в рамках государственного оборонного заказа, то в последующий период начала реализовываться подпрограмма по промышленной утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания и реабилитации береговых техни ческих баз на 2005-2010 года в рамках ФЦП «Утилизация вооружений и военной техники».

В соответствии с п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2006 г. № Пр-415 на 2007 год сформирован Перечень мероприятий по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности. В 2007 году намечено наращивание темпов работ в отношении объектов ядерного наследия; предусмотрено финансирование мероприятий в объеме 2,5 млрд. руб.

1.4.2. Разработка Программы на 2008-2015 годы

В соответствии с п. 3 указанного перечня поручений Президента Российской Федерации, Планом первоочередных мероприятий по реализации «Программы развития атомной отрасли Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2006 г. № 4483 и поручениями Правительства Российской Федерации (от 23.03.2006 № МФ-П7-1136 и др.) была организована разработка федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (далее — Программа на 2008-2015 годы).

Во исполнение вышеуказанных поручений Росатомом совместно с МЧС России, Росстроем, ФМБА России, Росморречфлотом, Роспромом, Росгидрометом, Ростехнадзором, Роснаукой, Рособразованием и РАН с учетом предложений субъектов Российской Федерации в 2006 году разработаны проекты Концепции и Программа на 2008-2015 годы.

Основной целью Программы является комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, связанных с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, совершенствованием систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.

Условиями эффективного достижения указанной цели, при которых ядерная и радиационная безопасность обеспечивается на долгосрочную перспективу, а расходы на ближайшие и будущие периоды оптимизируются, являются:

  • создание необходимых объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами как необходимого условия предотвращения продолжения накопления проблем, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности;
  • поэтапное решение проблем, связанных с прошлой деятельностью, в том числе оборонной деятельностью, за счет приведения ядерно и радиационно опасных объектов в безопасное состояние;
  • надежное функционирование систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности (учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, обеспечения режима нераспространения ядерных материалов и предотвращения несанкционированного использования источников ионизирующих излучений, контроля радиационной обстановки и доз облучения населения и других

В Концепции были проработаны три варианта стратегий, используемых для разработки Программы на 2008-2015 годы:

1.Отложенных решений. В этом варианте Программа рассматривалась как инструмент принятия противоаварийных мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности с ограни- ченными предельными объемами финансирования за счет средств федерального бюджета;

2.Обеспечения развития. В этом варианте предполагалось решение приоритетной задачи — создание основных объектов инфраструктуры по обращению с ОЯТ и РАО, которые обеспе чат прекращение дальнейшей генерации проблем в данной области и развитие атомной энергетики и промышленности;

3.Интенсивного решения накопленных проблем. Этот вариант представлял собой развитие предыдущего в части ускорения работ по созданию объектов окончательной изоляции РАО и решения накопившихся проблем с завершением основных объемов работ к 2015 г.

Более предпочтительным был признан вариант Концепции№2, который предусматривал обоснованность и минимизацию основного объема бюджетных расходов в перспективе до 2025 года.

Концепция Программы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 484-р, а сама Программа — Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 444.

Реализация Программы должна радикально изменить ситуацию по преодолению проблем ядерной и радиационной безопасности — обеспечить переход от периода «отложенных решений» к планомерному активному решению накопленных проблем, не перекладывая чрезмерный груз их решения на последующие поколения.

Основные положения ФЦП представлены в Приложении 2.

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024