Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчет по безопасности 2006
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

1.3. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на отраслевом уровне

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) достигается на уровне отрасли при помощи целого комплекса взаимосвязанных организационно-правовых механизмов. В отрасли создана система гарантий безопасности при использовании атомной энергии, в основе которой лежат признанные на международном уровне подходы ([1,2], приложение П1).

Система обеспечения ЯРБ демонстрирует хорошие результаты. В условиях реформирования отрасли она должна получить значительное развитие по ряду направлений.

1.3.1. Управление использованием атомной энергии и регулирование безопасности

В 2006 году с целью повышения эффективности управления и регулирования безопасности Росатомом были подготовлены (или согласованы): Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. № 412 «О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» и Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 657 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации по вопросам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии» и заключения на проекты изменений в положения об органах:

  • Росздрав и Роснедра — в части осуществления функций по государственному управлению использованием атомной энергии;
  • Роспотребнадзор и ФМБА России — в части осуществления функций по государственному регулированию безопасности при использовании атомной энергии.

 

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г.№412» в части назначения Ростехрегулирования органом управления использованием атомной энергии.

В части подготовки федеральных норм и правил в области использования атомной энергии подготовлены заключения, замечания и предложения по проектам 9 федеральных норм и правил (ФНП), всего рассмотрено 14 редакций указанных ФНП, включая:

  • «Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций»;
  • «Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов»;
  • «Правила физической защиты радиационных источников и радиоактивных веществ при их транспортировании»;
  • «Основные требования к тепловыделяющим элементам и сборкам с уран-плутониевым (МОКС) топливом для атомных станций»;
  • «Установки по иммобилизации трансурановых радиоактивных отходов. Требования безопасности»;
  • «Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла».

Из ранее разработанных с участием специалистов организаций и предприятий отрасли федеральных норм и правил 10 документов введены в действие Ростехнадзором.

Рассмотрены и согласованы подготовленные Ростехнадзором два проекта постановлений Правительства Российской Федерации о внесении утвержденных и введенных в действие ФНП в Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Утверждено 95 заключений по ядерной безопасности, подготовленных отраслевым отделом ядерной безопасности ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», на проектируемые, сооружаемые, реконструируемые, модернизируемые и вводимые в эксплуатацию объекты, производства, участки и оборудование предприятий ЯТЦ, хранения ОЯТ и РАО на АЭС, в том числе заключения по ядерной безопасности:

  • установок, участков и оборудования ФГУП «ЭХЗ», ФГУП «СХК», ФГУП УЭХК, ФГУП «АЭХК», ОАО «МСЗ», ОАО «НЗХК», ФГУП «ПО «Маяк» и ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР»;
  • проектов систем аварийной сигнализации (САС) на объектах ФГУП «СХК», ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «НЗХК», ОАО «МСЗ», ФГУП «УЭХК», ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ»;
  • пунктов хранения ядерных материалов на ФГУП «ГХК», ОАО «МСЗ», ОАО «НЗХК», ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», ФГУП «ПО «Маяк», хранения ОТВС на Курской и Смоленской АЭС;
  • установок, участков и узлов по переработке РАО и хранению РАО на ОАО «НЗХК», ФГУП «СХК», ФГУП «АЭХК», ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «УЭХК», Белоярской АЭС;
  • хранения и перегрузки ОТВС АПЛ на ФГУП «ДальРАО» и обращения с ОТВС атомных ледоколов на ПТБ «Лотта».

Выданы 7 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов и участков предприятий ЯТЦ и загрузку ядерных материалов, в том числе на ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «НЗХК», ФГУП «ГХК», ОАО «МСЗ», ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР».

В части выполнения функций Государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов в 2006 году выдано:

  • 31 заключение по ядерной безопасности транспортных упаковочных комплектов (ТУК) и при транспортировании ядерных материалов;
  • 279 сертификатов-разрешений на перевозку радиоактивных материалов (РМ) и конструкцию ТУК, 7 дополнений и 15 извещений о внесении отдельных изменений в сертификаты-разрешения.

Всего выдано более 300 документов государственного компетентного органа, подтверждающих соответствие условий перевозок радиоактивных материалов и конструкций ТУК требованиям нормативных документов. Среди выданных сертификатов — сертификаты-разрешения на конструкцию новых ТУК-128 и ТУК-128/1, предназначенных для перевозки и хранения ОЯТ исследовательских ядерных реакторов.

Следует также отметить:

  • решение о разовой перевозке, связанной с вывозом источников ионизирующего излучения из аварийной установки Грозненского химкомбината;
  • совместное решение УЯРБ, УПЯМ и ФГУП «ПО «Маяк» о применении методики проведения измерений плотности потока нейтронов для подтверждения глубины выгорания ОЯТ в ТУК-6 при исходных обогащениях до 4,4%;
  • решения о продлении назначенного срока эксплуатации 9 транспортных упаковочных контейнеров для перевозки радиоактивных веществ;
  • подготовку и утверждение, по согласованию с Ростехнадзором, документа «Общая программа комплексного обследования транспортных упаковочных комплектов при проведении работ по продлению назначенного срока их эксплуатации».

В части признания организаций пригодными эксплуатировать объекты использования атомной энергии рассмотрены документы, оформлены и выданы 17 организациям решения Росатома (вместо решений Минатома России) о признании организации пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии.

Выдано 43 лицензии на деятельность по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, в том числе: предприятиям Росатома — 15 лицензий; предприятиям Минобороны России — 4 лицензии; предприятиям Минпромэнерго России—8 лицензий; строительным федеральным государственным унитарным предприятиям Спецстроя России — 3 лицензии; организациям другой формы собственности (ОАО, ЗАО, ООО) — 13 лицензий.

В части продления назначенного срока эксплуатации радиационных источников специалистами ФГУП «ВО «Изотоп» проведены комплексные обследования технического состояния и подготовлены решения о продлении назначенного срока эксплуатации 109 радиационных установок в 35 организациях. Дополнительно к этому по результатам комплексных обследований специалистами ФГУП «АТЦ СПб» подготовлены и утверждены решения о продлении назначенного срока службы радиоактивных источников в 31 организации.

Кроме подготовки разрешительных документов и согласований специалистами Росатома было проведено значительное количество выездных проверок и инспекций состояния ядерной и радиационной безопасности на предприятиях. Кроме отраслевых органов, надзор за безопасностью подведомственных Росатому объектов осуществляют органы государственного надзора и контроля. В 2006 г. на предприятиях отрасли инспекции и проверки состояния обеспечения безопасности осуществлялись также органами Ростехнадзора, Минобороны России, МЧС России, ФМБА России и др.

1.3.2. Готовность к аварийному реагированию в условиях ЧС

Росатом в течение ряда лет проводит широкий комплекс работ по обеспечению безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций на своих производствах.

В 2006 году вопросам готовности отрасли к действиям в чрезвычайных ситуациях уделялось, как и ранее, самое серьезное внимание, основными направлениями деятельности оставались:

  • укрепление материально-технической базы аварийно-спасательных формирований для выполнения поставленных задач;
  • совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы, регулирующей деятельность АСФ при ликвидации последствий ЧС;
  • повышение уровня профессиональной подготовки руководителей и специалистов АСФ в ходе учений и тренировок.

Для выполнения задач в области аварийного реагирования в структуре Отраслевой функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОСЧС) Росатома создана, подготовлена и действует Аварийно-спасательная служба (АСС), основу которой составляют профессиональные аварийно-спасательные формирования (АСФ), предназначенные для ликвидации последствий ЧС. АСС Росатома создана для организации единой системы обеспечения готовности АСФ к реагированию и ликвидации последствий радиационных, ядерных, и ядерно-химических аварий в организациях Росатома, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, опасные производственные объекты, а также при транспортировании радиоактивных материалов независимо от их ведомственной принадлежности.

Перечень и состав основных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполняемых конкретными АСФ Росатома, определяется на основе:

  • перечней потенциальных аварийных ситуаций и аварий на обслуживаемых объектах или территориях (с прогнозами их масштабов, последствий и аварийной обстановки);
  • технологических особенностей организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ на обслуживаемых объектах или территориях с учетом аварийной обстановки (прогнозируемых уровней радиационного загрязнения, химического заражения и технического состояния аварийного объекта);
  • уровня готовности спасателей и АСФ в целом к выполнению задач по проведению аварийно-спасательных работ на обслуживаемых объектах или территориях, определяемого требованиями нормативных правовых актов и руководящих документов.

Состав и структура АСС Росатома определяется исходя из возложенных на Росатом задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. АСС Росатома осуществляет свою деятельность на федеральном и объектовом уровнях.

Для оперативного реагирования на аварии и обеспечения проведения первоочередных мероприятий на обслуживаемых объектах и при транспортировании радиоактивных веществ осуществляется территориальное закрепление зон ответственности за профессиональными АСФ Росатома.

Оперативное реагирование на аварии и обеспечение проведения первоочередных мероприятий и аварийно-спасательных работ осуществляется путем наращивания (эшелонирования) привлекаемых сил и средств с учетом обстановки, сложившейся на объекте или территории, типа, характера и масштаба аварийной ситуации.

Привлечение АСФ к ликвидации ЧС осуществляется:

  • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых объектах;
  • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
  • установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;
  • по решению руководства Росатома и руководителей подведомственных организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Технические средства АСФ обеспечивают решение следующих задач:

  • доставку личного состава и оборудования АСФ к месту аварии;
  • разведку на месте аварии;
  • разбор завалов и проведение аварийно-спасательных работ;
  • предотвращение распространения радиоактивных и химических веществ в окружающую среду;
  • проведение дезактивационных работ;
  • выполнение специальных технологических операций по обеспечению безопасности аварийных объектов;
  • обеспечение возможности работы в автономном режиме.

 

Мобильная лаборатория радиационной разведки
Рис. 1.3.2-1. Мобильная лаборатория радиационной разведки

Успешное решение задачи надежной оценки и прогнозирования радиационной обстановки на месте потенциальной аварии является обязательным условием эффективной деятельности по ликвидации ее последствий. В этой связи аварийно-технические центры, являясь профессиональными АСФ федерального уровня, оснащены широким спектром мобильных комплексов, способных выполнить и обработать исчерпывающий набор измерений параметров радиационной и метеорологической обстановки (рис. 1.3.2-1).

В арсенале АСС имеется широкий набор переносных средств контроля радиационной обстановки, в том числе для ситуаций, требующих особо точных и специализированных измерений.

Одной из важнейших задач аварийно-спасательных работ является точная идентификация состояния аварийного объекта, т.к. в случае аварии с радиационными последствиями непосредственный визуальный осмотр объекта зачастую затруднен или невозможен. В составе оснащения для подобной диагностики имеются разнообразные средства, от автономных эндоскопов до сложных уникальных комплексов, предназначенных для неразрушающего контроля внутреннего состояния аварийных объектов.

Принципиальной особенностью работ в чрезвычайных ситуациях на объектах атомной энергетики и промышленности является возможное радиоактивное загрязнение установок, помещений и территории предприятий. Для таких условий ряд АСФ оснащены средствами робототехники, обеспечивающими разведку радиационной обстановки, поиск источников излу чения, резку конструкций, перемещение отдельных предметов и грунтов.

АСС Росатома оснащена широким набором мобильных инженерных средств для действий в условиях ЧС. Среди них — аварийно-спасательные средства для упаковки и транспортирования поврежденного оборудования и радиоактивных отходов к месту захоронения, мобильные комплексы гидроабразивной и плазменной резки, растяжки, подъема, расчистки завалов и пр.

Обязательным элементом работ по ликвидации последствий ЧС является обеспечение безопасности персонала спасателей. АСС Росатома располагает большим набором средств защиты органов дыхания и кожных покровов: защитными панорамными масками, дыхательными аппаратами, комбинезонами и защитными костюмами, шлюзовыми палатками, душами и другими средствами жизнеобеспечения. Уровень рабочего оборудования постоянно совершенствуется и модернизируется в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

В целях совершенствования управления силами аварийного реагирования решением руководства Росатома проводится реорганизация профессиональных АСФ. Аварийно-технические центры в гг. Нововоронеже и Северске, а также Инженерно-технический и учебный центр робототехники в г. Москве преобразованы в филиалы ФГУП АТЦ г. Санкт-Петербург. Это позволит обеспечить их более тесное взаимодействие в вопросах накопления и рационального использования финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения готовности сил и средств к действиям в ЧС.

В 2006 г. осуществлялась деятельность в рамках следующих основных направлений по обеспечению и повышению готовности к действиям в условиях ЧС:

  • укрепление материально-технической базы АСФ для выполнения поставленных задач;
  • совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы регулирования деятельности Аварийно-спасательной службы Росатома в условиях ЧС;
  • развитие систем аварийной сигнализации и оповещения в чрезвычайных ситуациях;
  • мониторинг безопасности и научно-техническая поддержка принятия решений и действий в условиях ЧС;
  • повышение уровня профессиональной подготовки руководителей и специалистов АСФ в ходе учений и тренировок.

Информационный обмен в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Росатоме осуществлялся в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и распоряжениями руководства, а также в соответствии с международными соглашениями и обязательствами.

Для оперативного решения вопросов, возникающих как в кризисных ситуациях, так и в повседневном режиме, в Росатоме действует Ситуационно-кризисный центр (ФГУП «СКЦ Росатома»). В центр поступает вся информация по отраслевым системам АСКРО. Центр располагает современными средствами связи со всеми объектами отрасли и способен круглосуточно получать информацию по всем нештатным и аварийным ситуациям. В случае возникновения нештатной ситуации оперативно-диспетчерская служба СКЦ оповещает руководство Росатома и соответствующие отраслевые службы и обеспечивает их оперативной информацией для принятия решений.

Система автоматизированного контроля радиационной обстановки (АСКРО)

Отраслевая система автоматизированного контроля радиационной обстановки (ОАСКРО) является частью системы реагирования и ликвидации последствий радиационных аварий на объектах использования атомной энергии, подведомственных Росатому.

В 2006 году объектовые АСКРО действовали на 23 предприятиях отрасли. Они охватывают все 10 АЭС, а также наиболее крупные предприятия отрасли: ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР», ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «АЭХК», ФГУП «СХК», ФГУП «ГХК», ФГУП «УЭХК», ФГУП «ПО «ЭХЗ», ФГУП «ГНЦ РФ ФЭИ», ФГУП «Комбинат ЭХП», ФГУП «ПСЗ» (г. Трехгорный). Территориальная АСКРО г. Санкт-Петербурга также включает в себя посты на промплощадках НПО «Радиевый институт» и ФГУП «АТЦ СПб».

В настоящее время продолжаются работы по созданию АСКРО на ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» и ФГУП «СевРАО» с плановыми сроками ввода в опытно-промышленную эксплуатацию в 2007-2008 годах.

На ряде предприятий отрасли в качестве необходимой составляющей ОАСКРО используются мобильные средства радиационного мониторинга, позволяющие производить оперативное измерение или оценку концентрации радионуклидов в воздухе, поверхностного альфа- или бета-загрязнения, изотопного состава основных дозообразующих нуклидов, мощности экспозиционной дозы гамма-излучения.

В 2006 году данные по радиационной обстановке в районе расположения предприятий отрасли регулярно размещались на специализированном сайте ФГУП «СКЦ Росатома».

В ряде случаев на предприятиях отрасли осуществлялись специальные виды мониторинга (состояния гидротехнических сооружений, возможной миграции радионуклидов в районах захоронения и накопления радиоактивных отходов с использованием наблюдательных скважин, сейсмической и геодинамической обстановки).

Автоматизированная система безопасности транспортирования

Внедрение в отрасли в рамках производственной деятельности и выполнения международных соглашений Автоматизированной системы безопасности транспортирования радиоактивных материалов (АСБТ) способствует повышению оперативности, полноты и достоверности информации о чрезвычайных ситуациях, возможных при транспортировании радиоактивных материалов (РМ). Комплекс АСБТ включает в себя технические средства обеспечения безопасности транспортных средств и сопровождающего персонала, а также систему оперативной связи. Функционально-модульный принцип построения АСБТ позволяет достаточно оперативно и эффективно решать любые тактические и оперативные задачи, связанные с транспортировкой РМ.

Основными задачами, решаемыми системой, являются:

  • повышение уровня физической защиты перевозимых РМ;
  • обнаружение попыток несанкционированного доступа к РМ;
  • ведение оперативного дистанционного мониторинга транспортных средств, перевозящих РМ;
  • повышение оперативности, полноты и достоверности информации о чрезвычайных ситуациях, получаемой с транспортных средств, перевозящих РМ;
  • своевременное оповещение сил реагирования;
  • автоматизация задач планирования и организации перевозок РМ;
  • автоматизация сбора, учета, хранения и отображения информации, относящейся к передвижениям транспортных средств с РМ.

В 2006 году развитие автоматизированной системы непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов (грузов) и материалов, в том числе и при их транспортировании всеми видами транспорта, осуществлялось в соответствии с программой «Развитие атомной энергетики» и программой «Ядерная и радиационная безопасность России».

Многолетний опыт перевозки РМ по территории Российской Федерации и за рубеж доказывает действенность системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности при транспортировании.

Научно-техническая поддержка

Для поддержания управления АСФ в повседневном режиме и при возникновении ЧС с радиационным фактором разработан и внедрен в опытную эксплуатацию на 28 АСФ распределенный информационно-справочный комплекс «РИСК-Атом». Комплекс обеспечивает формирование единого информационного поля АСС для поддержки принятия решений при управлении ликвидацией последствий ЧС. Информационная база формируется, прежде всего, самими АСФ в удаленном режиме, что обеспечивает полноту и актуальность информации. Доступ пользователей обеспечивается как в удаленном режиме, так и, при необходимости, локально, с использованием технических средств АСФ в зоне ЧС. Комплекс опытно используется в проведении учений и тренировок.

В 2006 году свое дальнейшее развитие получила система центров научно-технической поддержки (ЦТП) действий в чрезвычайных ситуациях концерна «Росэнергоатом». К настоящему времени ФГУП «СКЦ Росатома» и Кризисный центр концерна «Росэнергоатом» в штатном режиме способны оперативно подключить к работе практически все необходимые организации экспертной поддержки. Среди них:

  • организации научных руководителей (РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ГНЦ РФ ФЭИ») и главных конструкторов ядерных энергетических установок (ФГУП «НИКИЭТ», ФГУП «ОКБ Машиностроения», ФГУП ОКБ «Гидропресс», ОАО «Ижорские заводы»); генеральные проектировщики атомных станций (Московский, Санкт-Петербургский, Нижегородский институты «Атомэнергопроект») и ЦТП «Атомтехэнерго»
  • организации, специализирующиеся на вопросах прогноза радиационной обстановки (ЦТП на базе НПО «Тайфун», ВНИИАЭС и ИБРАЭ РАН), дозиметрии и медицинской помощи пострадавшим (АМРДЦ ФГУП ГНЦ «Институт биофизики»), поддержки принятия решений по защите населения и территорий (ЦТП на базе ВНИИАЭС, ИБРАЭ РАН и АМРДЦ ФГУП ГНЦ «Институт биофизики»); аварийно-технические центры и ряд других.

Во всех ЦТП созданы специализированные программно-аналитические комплексы и специально подготовленные группы экспертов. Наличие надежных каналов связи и отработанных схем взаимодействия обеспечило высокую эффективность процедур обмена информацией, в том числе возможность проведения видеоконференций. Одновременно осуществлялись работы по созданию систем спутниковой связи и конфиденциальной ведомственной связи.

Учения и тренировки

Действия персонала предприятий в условиях чрезвычайных ситуаций регулярно отрабатывались, совершенствовались и проверялись в ходе плановых противоаварийных учений и тренировок, проводимых в соответствии с действующими нормативными документами.

Среди наиболее масштабных мероприятий 2006 года по отработке взаимодействия участников противоаварийного реагирования необходимо отметить:

  • Тактико-специальное учение «Северо-Запад-2006» в ФГУП «АТЦ г. Санкт-Петербург» в октябре 2006 г.
  • Комплексное противоаварийное учение на Нововоронежской АЭС, проведенное в сентябре 2006 года.

Тактико-специальное учение «Северо-Запад-2006» проводилось на основании приказа Руководителя Федерального агентства по атомной энергии Российской Федерации. Тема ТСУ: «Действия сил Аварийно-спасательной службы Росатома по поиску и идентификации источника ионизирующих излучений (ИИИ) при получении сигнала о потере контроля над ИИИ».

С российской стороны в учении принимали участие представители управлений Центрального аппарата Росатома — УЯРБ, УЗИЯМО, УМВС, УАНиТ, пресс-службы, а также предприятия отрасли — ФГУП «АТЦ г. Санкт-Петербург», ФГУП «Изотоп» г. Санкт-Петербург, инженерно-технического учебный центр робототехники НИКИМТ (ИТУЦР).

Была организована работа оперативных групп Отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям Росатома (ОКЧС) и ФГУП «СКЦ Росатома», группы экспертов ИБРАЭ РАН. Кроме того, в учении приняли участие группа экспертов и наблюдателей министерства энергетики США, наблюдатели МАГАТЭ.

В ходе учений отрабатывался комплекс вопросов, связанных с оповещением, сбором, доставкой и развертыванием привлекаемых сил и средств АСС Росатома при поиске и идентификации источника ионизирующих излучений (ИИИ) по получении сигнала о потере контроля над ИИИ.

Важным элементом учения являлось совершенствование практических навыков специалистов ФГУП «АТЦ СПб», ИБРАЭ РАН и других организаций по прогнозу возможных вариантов развития ситуаций при потере контроля над источником ионизирующих излучений.

В ходе учения специалистами Информационно-аналитического отдела ФГУП АТЦ СПб, выездной группы экспертов ИБРАЭ РАН, группы экспертов министерства энергетики США были проведены совместные оценочные расчеты по прогнозу возможных вариантов развития ситуаций рассматриваемого инцидента с источником ионизирующих излучений. Применялись и сравнивались методики: «НОСТРАДАМУС v71» (разработка ИБРАЭ РАН), экспресс-методика прогнозирования радиационной обстановки при ЧС с радиационным фактором «HOTSPOT 2.06» (ФГУП «АТЦ СПб») и Методика Ливерморской Национальной лаборатории США.

В процессе подготовки к учению специалистами радиометрической службы ФГУП «АТЦ СПб» было внедрено новое оборудование: переносной комплекс радиационной разведки «Пионер-2» и переносной манипулятор для работы с высокоактивными ИИИ, разработанный специалистами ИТУЦР НИКИМТ (г. Москва) по заказу ФГУП «АТЦ СПб».

Учение на Нововоронежской АЭС
Рис. 1.3.2-2. Учение на Нововоронежской АЭС. Развертывание пожарного расчета

Полномасштабное комплексное противоаварийное учение концерна «Росэнергоатом» с участием Группы оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС) прошло на Нововоронежской атомной станции с 20 по 22 сентября 2006 года (рис. 1.3.2-2, рис. 1.3.2-3).

В соответствии с технологическим сценарием учения, на станции произошла условная авария с радиационными последствиями, которая потребовала задействования Группы оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС) и эвакуации персонала.

Основные действия по ликвидации аварийной ситуации легли на персонал Нововоронежской АЭС, который выполнил все необходимые действия для того, чтобы оптимизировать последствия условного нарушения. Было отработано взаимодействие кризисных центров концерна «Росэнергоатом», Росатома, Ростехнадзора, центров научно-технической поддержки и самой атомной станции при действиях в чрезвычайных ситуациях и действиях по минимизации, локализации и ликвидации последствий аварии.

Учение показало, что концерн «Росэнергоатом» вышел на качественно новый технический уровень в части организации противоаварийной работы. По сравнению с 1997 годом, когда система аварийного реагирования была периодически задействована только при проведении учений и в случае возникновения аварийных ситуаций, сейчас она постоянно используется для нужд нормальной эксплуатации АЭС.

Учение на Нововоронежской АЭС
Рис. 1.3.2-3. Учение на Нововоронежской АЭС. Работа эксперта в полевых условиях

На учении были задействованы созданные пункты управления АЭС на самой атомной станции и за городом, позволяющие реализовать все функции противоаварийного реагирования и управления ходом ликвидации самой аварии и ее последствий.

Кроме того, в 2006 году Кризисным центром концерна «Росэнергоатом» при взаимодействии с центрами научно-технической поддержки были проведены плановые противоаварийные тренировки на ряде АЭС.

Проведенные проверки, учения и тренировки показали, что отраслевые аварийно-спасательные силы способны выполнять возложенные на них функциональные задачи.

По результатам проведенных учений определены основные направления развития отраслевой системы обеспечения готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.3.3. Обеспечение пожарной безопасности

Пожаров с крупным материальным ущербом и с гибелью людей в 2006 году не было. Обстановка с пожарами с незначительным материальным ущербом в отрасли стабильная (в 2004 г. произошло 13 пожаров, в 2005 г. — также 13, в 2006 г. — 10).

Росатом уделяет особое внимание вопросам противопожарной защиты организаций отрасли. Кроме того, обеспечивается пожарная безопасность работ при снятии с эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, при обращении с облученным ядерным топливом (ОЯТ), радиоактивными отходами (РАО) и при транспортировке делящихся материалов и радиоактивных веществ.

Основной правовой базой в обеспечении пожарной безопасности организаций Росатома являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», поручение Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 года №Пр-2196 по реализации основ государственной политики в части обеспечения пожарной безопасности ядерно и радиационно опасных предприятий, а также другие соответствующие постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

С учетом требований правовых документов и предложений организаций, подведомственных Росатому, Управлением ядерной и радиационной безопасности (ныне — Управление ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности) ранее была разработана ведомственная целевая программа «Пожарная безопасность » на 2004-2007 годы, в которой предусмотрен комплекс организационно-технических и правовых мероприятий, направленных на исключение или снижение риска возникновения пожаров, и успешную ликвидацию возможных пожаров (аварий) с минимальным ущербом для людей и окружающей среды.

В соответствии с указанной программой совершенствуется по вопросам пожарной безопасности отраслевая нормативно-правовая база в части проектирования, устройства и эксплуатации зданий спецпроизводств. В дополнение к действующим нормативным документам, Управлением ядерной и радиационной безопасности с участием научных и практических работников предприятий, ФГУ ВНИИПО МЧС России и ГПС МЧС России в 2006 году разработана специальная отраслевая методика определения категории пожаро- и взрывоопасности ядерно и радиационно опасных помещений и зданий объектов ядерного оружейного комплекса. Данная методика предназначена для руководителей и специалистов организаций ЯОК Росатома, сотрудников ФПС МЧС России, а также для работников проектных организаций отрасли. В настоящее время принимаются меры по введению ее в действие на предприятиях ЯОК.

На АЭС, ФГУП «ГХК», ФГУП «СХК», ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ФГУП «ГНЦ РФ ИФВЭ» и др. принимались меры по усилению пассивной противопожарной защиты. В этих целях успешно реализуется программа производства и внедрения нового поколения высокоэффективных отечественных, соответствующих мировому уровню, огнезащитных материалов. Наиболее активно эта работа проводится на объектах концерна «Росэнергоатом».

На ряде АЭС (Балаковская, Кольская, Курская, Смоленская, Билибинская) завершены работы по огнезащитной устойчивости металлоконструкций машинных залов. На кровлях машинных залов АЭС в полном объеме произведена замена горючих утеплителей и покрытий на негорючие. Для безопасной эвакуации людей в случае пожара на ряде АЭС произведена замена горючего пластиката на путях эвакуации. Новые огнезащитные материалы успешно применяются и на других ядерно и радиационно опасных объектах. В 2006 году проведены противопожарные работы на предприятиях ЯОК на сумму около 100 млн. рублей. Затрачено более 200 млн. рублей на повышение пожарной безопасности АЭС. Это позволило снизить уровень пожарной опасности ряда предприятий ЯОК и АЭС.

Продолжалась работа по дооборудованию взрывопожароопасных и пожароопасных зданий и помещений установками автоматического обнаружения и тушения пожаров, а также по модернизации систем пожарной автоматики. Автоматической пожарной сигнализацией защищено около 90%, а автоматическим пожаротушением более 70% помещений, подлежащих защите.

Ежегодно отраслевая комиссия, с привлечением надзорных органов по различным направлениям, в том числе и по пожарной безопасности, осуществляет проверки спецпроизводств с последующей разработкой мероприятий, направленных на предупреждение аварийных ситуаций. На плановой основе проводятся учения с привлечением подразделений ГПС МЧС России и войсковых частей МВД России по отработке совместных действий в случае пожара (аварий).

На базе Межотраслевого специального учебного центра (г. Обнинск) периодически (не реже 1 раза в два года) проводятся семинары со специалистами предприятий по вопросам совершенствования противопожарной защиты объектов отрасли, с привлечением для этих целей научных и практических работников ГПС МЧС России и ФГУ ВНИИПО МЧС России.

По итогам работы ежегодно разрабатываются и направляются руководителям предприятий организационно-методические рекомендации Росатома с конкретными предложениями по предупреждению пожаров.

Противопожарное состояние ядерно и радиационно опасных предприятий отрасли в основном отвечает предъявляемым требованиям; свидетельством является то, что все атомные электростанции и 11 ФГУП имеют от МЧС России лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.

Исходя из сложившейся обстановки с пожарами и на основе анализа состояния пожарной безопасности, основными направлениями являются:

  • дальнейшее совершенствование и разработка недостающих отраслевых нормативно-правовых документов в части обеспечения пожарной безопасности;
  • продолжение технической модернизации систем пожарной автоматики;
  • дальнейшее внедрение в противопожарную защиту организаций отрасли высокоэффективных огнезащитных материалов;
  • оказание организационной, методической и финансовой поддержки государственным организациям отрасли для обеспечения их устойчивого функционирования.

1.3.4. Профессиональное обучение и повышение квалификации кадров

Для высокотехнологичной и технически сложной отрасли одним из ключевых элементов обеспечения безопасности является постоянный приток в организации и на предприятия отрасли квалифицированных работников и постоянное поддержание и повышение их квалификации. Это обеспечивается многоуровневой системой подготовки кадров.

Одобренная коллегией Росатома Программа развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров предусматривает развитие отраслевых образовательных учреждений. В отраслевых вузах обучается более 6400 студентов по 22 плановым и 13 дополнительным специальностям и более чем по 30 специализациям. Отраслевые средние специальные учебные заведения готовят специалистов по 37 специальностям. В организациях отрасли работают филиалы кафедр вузов, что позволяет студентам участвовать в экспериментальных работах на установках научного и производственного назначения.

В рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров в МИФИ и МИПК «Атомэнерго», а также ряде других учебных заведений проходят профессиональную переподготовку молодые и перспективные работники предприятий и организаций отрасли, находящиеся в резерве на выдвижение.

Основу отраслевой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров составляют пять институтов (в Москве, Санкт-Петербурге, Обнинске, Новосибирске и Новоуральске), факультеты повышения квалификации отраслевых и профильных вузов, а также учебно-тренировочные центры, созданные на базе предприятий. Всего по разли чным программам проходит обучение более 10 тыс. слушателей в год. Основная категория слушателей—руководящие работники высшего и среднего звена управления и специалисты. Обучение слушателей проводится с отрывом, без отрыва, а также с частичным отрывом от основной работы. Периодичность подготовки специалистов — не реже 1 раза в 3-5 лет.

На базе отраслевых институтов повышения квалификации проводится работа по предаттестационной подготовке руководителей предприятий для получения свидетельств на право управления. Повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций отрасли проводится по традиционным направлениям обеспечения безопасности:

  • Обеспечение безопасности при проведении радиационно и ядерно опасных работ;
  • Организация и проведение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • Ядерная и радиационная безопасность. Экспертиза документов, обосновывающих обеспечение безопасности при использовании атомной энергии;
  • Обучение и проверка знаний по охране труда (аттестация);
  • Промышленная безопасность. Организация надзора за безопасной эксплуатацией котлонадзорного оборудования и подъемных механизмов;
  • Обеспечение безопасности при эксплуатации закрытых источников ионизирующего излучения;
  • Системы управления окружающей средой.

Большое внимание в отрасли придается профессиональному обучению, постоянному повышению квалификации и аттестации кадров ядерно и радиационно опасных производств, где наличие подготовленного персонала является одним из важнейших требований безопасности. Так, в частности, в концерне «Росэнергоатом», включая центральный аппарат, атомные станции и другие филиалы, объем работ по подготовке персонала характеризуется следующими данными: в 2006 году обучено 75380 работников (в 2005 г. — 63204 чел.). Многие сотрудники ежегодно проходят несколько видов обучения.

Помимо обучения ежегодно реализуется комплекс других работ по обеспечению необходимой квалификации. Среди них следует отметить:

  • аттестацию учебно-тренировочных подразделений Смоленской АЭС, Белоярской АЭС и Билибинской АЭС, комплексную проверку состояния работы с персоналом Нововоронежской АЭС и Билибинской АЭС;
  • разработку проекта Программы комплектования и подготовки персонала строящихся энергоблоков атомных станций с учетом фактора «смены поколений», призванную обеспечить реализацию федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года»;
  • разработку и утверждение таких стандартов и руководящих документов организации, как: Типовое положение об учебно-тренировочном подразделении атомной станции (СТО 1.1.1.01.004.0702-2006), Технические средства обучения (СТО 1.1.1.01.004.0680-2006), Тематика и объем теоретических знаний и практических навыков по ведению технологического процесса (управление блоком) АЭС, проверяемых на экзаменах при выдаче разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии оперативному персоналу атомных станций (РД ЭО 0205-2006), и Инструкция по проведению проверки теоретических знаний и практических навыков для получения разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии оперативным персоналом атомных станций (РД ЭО 0204-2006);
  • разработку и проведение пилотных курсов для персонала технического обслуживания и ремонта в УТП Нововоронежской АЭС.

Проверка знаний работников АЭС, допускаемых к самостоятельной работе на оборудовании и объектах, подконтрольных органам государственного надзора и другим ведомствам, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами этих органов. В 2006 году получено 216 новых разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии. В 2006 году в графики аттестации было включено 4555 чел. (в 2005 г. — 3865 чел.), прошли аттестацию — 4261 чел. (в 2005 г. — 3371 чел.), т.е. 93,5% (в 2005 г. — 87,2%).

Аналогичные комплексы работ осуществляются и в других организациях и предприятиях отрасли. В 2006 году на предприятиях корпорации ТВЭЛ, например, из почти 30 тыс. списоч- ного состава рабочих прошли профессиональную подготовку 3705 чел., из них обучено впервые 467 чел., обучено вторым (смежным) профессиям) 1833 чел., переподготовлено 689 чел. Повысило квалификацию 7080 чел., из них повысили тарифный разряд 1679 чел. Из 10,6 тыс. списочного состава руководителей, специалистов и служащих в 2006 г. повысило квалификацию 5923 чел. (4352 руководителей, 5993 специалистов и 272 служащих).

Значительное внимание уделяется подготовке аварийно-спасательных служб. В 2006 году Центральной ведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований и спасателей Федерального агентства по атомной энергии и объектовыми аттестационными комиссиями проведена периодическая аттестация 6 АСФ и первичная аттестация 6 АСФ. В результате первичной аттестации статус спасателя получили 234 специалиста. Общее количество аттестованных спасателей АСФ отрасли по состоянию на 31.12.2006 г. составляет 1142 человека, из них в профессиональных АСФ состоит 470 человек, в нештатных — 672 человека.

Большое внимание уделяется подготовке и аттестации кадров по вопросам безопасности на предприятиях ядерного оружейного комплекса (ЯОК). В рамках системы подготовки и аттестации решались задачи повышения надежности человеческого фактора, актуализации знаний работников предприятий ЯОК Росатома в области обеспечения специальной безопасности. В 2006 году получил дальнейшее развитие институт экспертов Росатома по вопросам обеспечения безопасности при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях. В результате работы специальных кафедр в ФГОУ «ГЦИПК» (г. Обнинск) и ФГОУ «МИПК «Атомэнерго» (г. Москва) подготовлено и аттестовано 117 экспертов.

1.3.5. Международное сотрудничество

Важной функцией Росатома является осуществление международного сотрудничества с целью выполнения международных обязательств и гарантий Российской Федерации в области безопасности атомной энергетики, ядерных технологий и нераспространения ядерного оружия. Приоритетным направлением в области международного сотрудничества Росатома является деятельность по реализации межправительственных соглашений, меморандумов и конвенций.

В 2006 году Российская Федерация представила первый национальный доклад [3], подготовленный Федеральным агентством по атомной энергии, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральным агентством по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству, Федеральным медико-биологическим агентством и ИБРАЭ РАН. Доклад подготовлен в соответствии с обязательствами участника «Объединенной Конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами». В докладе детально рассмотрены обязательства по Объединенной Конвенции и их выполнение Российской Федерацией. 15-24 мая 2006 года состоялось второе совещание МАГАТЭ по рассмотрению национальных докладов стран-участниц Объединенной Конвенции, на котором многоаспектность, широта охвата и открытость национального доклада Российской Федерации и его представления была высоко оценена участниками совещания.

В национальном докладе обобщен подход Российской Федерации к обеспечению безопасности обращения с ОЯТ и РАО. В нем получили отражение как национальная политика, так и существующие практические подходы и технологии в обращении с ОЯТ и РАО. Описаны источники образования и инвентарные списки накопленных ОЯТ и РАО. Достаточно подробно рассмотрены законодательная и регулирующая системы Российской Федерации. Основное внимание в содержании национального доклада сосредоточено на мерах для обеспечения того, чтобы на всех стадиях обращения с ОЯТ и РАО осуществлялась надлежащая защита персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия, связанного с этим обращением.

В докладе, в частности, отмечается, что национальная политика по обращению с ОЯТ базируется на концепции, в основу которой положен принцип, что ОЯТ не является радиоактивными отходами. Стратегическими направлениями в области обращения с ОЯТ являются создание надежной системы долговременного контролируемого хранения ОЯТ, развитие переработки ОЯТ и сбалансированное вовлечение продуктов регенерации ОЯТ в ЯТЦ.

Государственная политика Российской Федерации в области обращения с РАО предусматривает целенаправленную деятельность по предотвращению отрицательного радиационного воздействия на человека и окружающую среду на всех этапах обращения с отходами (образование, сбор, транспортировка, переработка, хранение, окончательное захоронение).

Одна из важнейших задач ядерных держав — усиление режима нераспространения. Росатом проводит большую по объему и финансовым затратам работу по совершенствованию на своих предприятиях систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов (УКФЗ ЯМ). Ускорить работы в этом направлении позволяет оказание финансовой поддержки американской стороной. Существенную роль при этом играет Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов от 2 октября 1999 г. (Соглашение УКФЗ ЯМ), в рамках которого осуществляются совместные с Министерством энергетики США проекты. На заседаниях Объединенного координационного комитета решаются организационные вопросы для формирования программы и проекты сотрудничества по конкретным направлениям. Все работы в этой области осуществляются с учетом общеотраслевых задач.

В 2006 году продолжалось и расширялось сотрудничество России и США. В рамках реализации договоренностей по сотрудничеству в области ядерной безопасности, достигнутых Президентами Российской Федерации и Соединенных штатов Америки на саммите в Братиславе, в мае 2006 года в США состоялось 5-е заседание экспертов по ответным действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с ядерными и радиологическими инцидентами.

В рамках проекта «Безопасность и обращение с радиоактивными источниками» (трехсторонняя инициатива России-США-МАГАТЭ) проведены совместные миссии и выпущен отчет МАГАТЭ по результатам миссий специалистов Росатома, МАГАТЭ и Министерства энергетики США.

В октябре 2006 года в России было проведено совместное российско-американское учение «Северо-запад-2006», после успешного завершения которого стороны обсудили предложения по дальнейшему сотрудничеству в области реагирования на ядерные инциденты.

Специалисты центрального аппарата Росатома, представители концерна «Росэнергоатом», ФГУП «СКЦ Росатома», а также Ленинградской и Кольской атомных станций в ноябре 2006 г. приняли участие в противоаварийных учениях на атомной станции «Ловииза» в Финляндии. Учение было организовано управлением по ядерной и радиационной безопасности Финляндии.

В работах по выводу из эксплуатации и утилизации наиболее мощных источников — радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) — принимают участие США, Франция, Норвегия и Германия. В 2006 году с Францией и Норвегией начаты переговоры по утилизации четырех РИТЭГ в Северо-западном регионе России и изготовлению комплекта оборудования для разборки и утилизации РИТЭГ на ФГУП ПО «Маяк».

Для последних лет, включая 2006 год, характерно быстрое наращивание международного сотрудничества в рамках Глобального партнерства и многочисленных двусторонних соглашений по проблемам комплексной утилизации АПЛ. В финансировании этих работ принимают участие такие страны, как США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Швеция, Норвегия, Япония. Средства международной помощи на работы по комплексной утилизации в 2006 г. составили 3221,8 млн. руб., или 57,9% всех затраченных средств. В сентябре 2006 г. были подписаны контракты на утилизацию 1 АПЛ на ФГУП «ДВЗ «Звезда» за счет Японии. Стоимость контрактов составила 869 864 тыс. йен. В декабре 2006 г. было подписано решение о принятии денежных средств в размере 250 000 долл. США от правительства Республики Корея. Ведется работа по согласованию контрактов на утилизацию 4 АПЛ. В июле 2006 г. был подписан первый контракт на утилизацию АПЛ, финансирование которого осуществляется из средств Итальянской Республики.

В 2006 г. за средства международной помощи утилизировано с подготовкой блоков реакторных отсеков к временному хранению на плаву 6 АПЛ. В июле 2006 г. в губе Сайда Мурманской области введена в эксплуатацию первая очередь пункта долговременного хранения реакторных отсеков АПЛ на 120 шт. с системами обеспечения безопасности, контроля, жизнедеятельности и инфраструктурой. За счет средств Норвегии реконструирован и построен на площадке пункта временного хранения ОЯТ и РАО в губе Андреева ряд объектов физической защиты и объектов инфраструктуры (автомобильная дорога, водовод, производственная раздевалка). За счет средств Франции на объекты в Гремихе поставлено большое количество приборного оборудования, что позволило улучшить условия обеспечения радиационной безопасности при выполнении работ.

Продолжаются работы по созданию международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) — прототипа безопасных ядерных энергетических установок будущего. 24 мая 2006 года в Брюсселе 7 сторон-участниц проекта ИТЭР (Россия, Европейский Союз, Китай, США, Япония, Индия и Южная Корея) согласовали позиции по дальнейшей реализации проекта, подписали ряд заявлений и парафировали Соглашение о международной организации ИТЭР и другие документы, позволяющие приступить к реализации проекта. Соглашения, регламентирующие создание ИТЭР, были подписаны в Париже в ноябре 2006 года.

Специалисты Росатома приняли участие в работе 55 сессии НКДАР ООН, где обсуждались проекты научных приложений по облучению населения и персонала от различных источников; по аварийным облучениям, сопровождавшимся лучевыми поражениями; по медицинским последствиям Чернобыльской аварии; по радиоэкологии; по медицинскому облучению, а также перспективы завершения цикла работ за 2002-2007 годы и организация дальнейшей деятельности.

В течение 2006 года продолжалось активное международное сотрудничество между российскими предприятиями и зарубежными организациями. Среди них сотрудничество между концерном «Росэнергоатом» и Шведским международным проектом об оказании безвозмездной технической помощи и поддержки в выполнении мероприятий по повышению ядерной безопасности Ленинградской и Кольской АЭС, сотрудничество между концерном «Росэнергоатом» и Всемирной ассоциацией организаций, эксплуатирующих атомные станции.

1.3.6. Финансовое обеспечение деятельности

Важной задачей для обеспечения ядерной и радиационной безопасности и защиты интересов настоящего и будущих поколений является создание финансовых механизмов, гарантирующих обеспеченность финансовыми ресурсами задач поддержания и повышения безопасности на предприятиях; выполнение всего необходимого комплекса работ при возникновении чрезвы чайных ситуаций и финансирование работ по обращению с ОЯТ и РАО на долгосрочную перспективу. Отметим, что создание таких механизмов необходимо не только для защиты интересов государства и населения, но и для и обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли за счет снижения разного рода рисков, связанных с возможностью возникновения аварийных ситуаций. Такими механизмами являются страхование ответственности за ядерный ущерб и создание специальных финансовых фондов или резервов.

Ответственность за ядерный ущерб и страхование

Российская Федерация ратифицировала в 2005 году Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Значение этого шага для отрасли и населения состоит в том, что физические и юридические лица Российской Федерации получили возможность защиты своих интересов и компенсации за ущерб вследствие возникновения ядерного инцидента в другом государстве. С ратификацией конвенции рамки ответственности эксплуатирующих организаций расширились за счет дополнительной ответственности за ядерный ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам иностранных государств. При этом был установлен предел ответственности российских эксплуатирующих организаций за ядерный ущерб как в стране, так и за рубежом.

Обязанность эксплуатирующей организации иметь необходимое финансовое обеспечение законодательно установленного предела ответственности привела к появлению потребности в страховании рисков, связанных с эксплуатацией ядерных объектов. Гарантирование страховых выплат за ядерный ущерб осуществляет Российский ядерный страховой пул. По состоянию на конец 2006 года в него входили 22 страховые компании, а емкость его составляла более 7,16 млрд. руб. Для понимания достигнутого уровня обеспечения безопасности в атомной отрасли необходимо учитывать, что за весь период страхования (с 1997 по 2006 гг.) ни одного страхового случая зафиксировано не было и выплаты страховыми компаниями не производились.

Практика объединения страховщиков в ядерные пулы существует во всем мире. Российский ядерный страховой пул получил признание со стороны международной пулинговой системы. В настоящее время в страховом пуле на условиях солидарной ответственности размещены риски страхования гражданско-правовой ответственности операторов российских АЭС и атомного ледокольного флота за ядерный ущерб перед третьими лицами. При этом пул участвует в осуществлении страховой защиты третьих лиц по рискам, связанным с эксплуатацией ядерных объектов за рубежом — так, Российский ядерный страховой пул уже седьмой год участвует в перестраховании ответственности за ядерный ущерб НАЭК «Энергоатом» (Украина).

Целевые финансовые резервы

Необходимым условием обеспечения ядерной и радиационной безопасности является наличие у хозяйствующих субъектов достаточных финансовых ресурсов как для поддержания текущего уровня безопасности, так и для проведения работ по его повышению.

Организации, эксплуатирующие атомные станции, производят соответствующие отчисления в резервы по «Правилам отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 68 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 05.12.2003 № 737, от 21.01.2005 № 33).

В 2005 году постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2005 года № 576 утверждены «Правила отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности ядерно и радиационно опасных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития».

Фактически, механизм создания специальных резервов, который ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г.№68 был утвержден для атомных станций, был распространен на все особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты.

Перечень ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО) установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2005 № 2186-р «Об утверждении перечня организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты»

Приказом Росатома от 20.01.2006№21 «Об утверждении порядка формирования, учета и расходования средств резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов (кроме атомных станций)» определен порядок формирования, учета и расходования средств резервов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2005 года № 576.

Нормативы осуществляемых организациями отчислений средств на формирование резервов утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, в процентах от выручки, полученной организациями от реализации товаров (работ, услуг).

В табл. 1.3.6-1 представлена система резервов, установленных постановлениями от 21 сентября 2005 года № 576 и от 30 января 2002 г. № 68 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.12.2003 № 737, от 21.01.2005 № 33).

В соответствии с утвержденными правилами средства, отчисляемые организациями на формирование резервов, включаются в расходы организаций, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), и учитываются при ценообразовании в отношении этих товаров (работ, услуг). Размер средств, отчисляемых на формирование резервов, который учитывается в ценах на товары (работы, услуги), регулируемых государством, согласовывается с органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование цен, при их утверждении или регистрации.

Утвержденные правила упрощают отнесение расходов по обеспечению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, выводу из эксплуатации ядерных установок и прочих расходов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, на себестоимость продукции. Отметим, что в соответствии с утвержденными правилами, в целях налогообложения затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проведение проектно-изыскательских работ и другие капитальные вложения признаются расходами. Это способствует ускорению процессов модернизации оборудования, техническому перевооружению предприятий и осуществлению иных необходимых капитальных вложений, что в конечном итоге способствует повышению уровня ядерной и радиационной безопасности предприятий отрасли

 

 

Таблица 1.3.6-1
Резервы, предназначенные для обеспечения ядерной и радиационной безопасности

 

ОбъектыВиды резервов
Норматив
отчислений
(не более)
Атомные станции (постановление № 68)Для финансирования затрат по обеспечению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности10%
Для финансирования затрат по обеспечению физической защиты, учета и контроля ядерных материалов1%
Для финансирования затрат по обеспечению развития атомных станций
согласно инвестиционной
программе
Для финансирования затрат по обеспечению вывода из эксплуатации атомных станций и проведения НИОКР по обоснованию и повышению безопасности выводимых из эксплуатации объектов1,3%
Ядерно,
радиационно
опасные объекты
(кроме АЭС)
(постановление
№ 576)
Для финансирования расходов по обеспечению ядерной, радиационной,
технической и пожарной безопасности, содержания и оснащения
аварийно-спасательных формирований, приобретения их работ (услуг) по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
3%
Для финансирования расходов по обеспечению физической защиты,
учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов
2%
Для финансирования расходов по обеспечению вывода из эксплуатации
ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ РАО, и
проведение НИОКР по обоснованию и повышению безопасности
3%
Для финансирования расходов по обеспечению нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проведения проектно-изыскательских работ и других капитальных вложений6%

 

Финансирование мероприятий и расходование средств из указанных резервов осуществляется при постоянной координации с органами управления использованием атомной энергии и под их непосредственным контролем, что позволяет проводить целенаправленную единую политику в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности на подотчетных предприятиях:

  • органами управления использованием атомной энергии утверждаются подготовленные организациями перечни работ (услуг), финансируемых за счет средств резервов и перечни объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств резервов (по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации) с учетом федеральных и ведомственных целевых программ;
  • органами управления использованием атомной энергии устанавливается порядок формирования, учета и расходования средств резервов, а также осуществляется методическое руководство по вопросам формирования, учета и расходования организациями средств резервов;
  • организации представляют в установленном порядке в органы управления использованием атомной энергии и в налоговые органы по месту своего нахождения отчеты о целевом использовании средств резервов;
  • расходы организаций, осуществляемые за счет средств резервов, носят строго целевой характер, изъятие и расходование средств резервов на иные цели не допускаются.

Система вышеуказанных резервов должна быть дополнена механизмами финансового обеспечения работ (специальные резервы или фонды) по долгосрочному обращению с РАО и ОЯТ. Дальнейшее развитие системы обеспечения ЯРБ предполагает необходимость создания в Российской Федерации единой, эффективной, безопасной, экономически целесообразной и социально-приемлемой государственной системы обращения с ОЯТ и РАО, обеспечивающей развитие использования атомной энергии для решения задач национальной, энергетической и экологической безопасности и вовлечения в хозяйственный оборот вторичного регенерируемого и утилизируемого сырья, что предполагает скорейшее создание указанных специальных резервов по обращению с ОЯТ и РАО.

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024