Раздел I. Трансграничное перемещение (Статья 27) Статья 27. Трансграничные перемещения 27-1 Каждая Договаривающаяся сторона, вовлеченная в трансграничное перемещение, принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы такое перемещение осуществлялось с соблюдением положений настоящей Конвенции и относящихся к данному вопросу международно-правовых документов, имеющих обязательную силу. При этом: i) Договаривающаяся сторона - государство происхождения принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы трансграничное перемещение было разрешено и происходило только по предварительному уведомлению и с согласия государства назначения; ii) трансграничное перемещение через государства транзита осуществляется при условии выполнения тех международных обязательств, которые соответствуют конкретным используемым видам транспорта; iii) Договаривающаяся сторона - государство назначения дает согласие на трансграничное перемещение только в том случае, если она имеет административные и технические возможности, а также регулирующую основу, необходимую для обращения с отработавшим топливом или с радиоактивными отходами таким образом, чтобы это соответствовало настоящей Конвенции; iv) Договаривающаяся сторона - государство происхождения разрешает трансграничное перемещение только в том случае, если оно в соответствии с согласием государства назначения может удостовериться в том, что требования подпункта Hi) удовлетворены до начала трансграничного перемещения; v) Договаривающаяся сторона - государство происхождения принимает соответствующие меры для выдачи разрешения на возвращение на свою территорию, если трансграничное перемещение не осуществлено или не может быть осуществлено в соответствии с настоящей статьей при условии, что не могут быть осуществлены альтернативные безопасные мероприятия. 27-2 Договаривающаяся сторона не выдает лицензии на отправку своего отработавшего топлива или своих радиоактивных отходов для хранения или захоронения в место назначения южнее 60 градусов южной широты. 27-3 Ничто в настоящей Конвенции не ущемляет или не затрагивает: i) осуществления судами и летательными аппаратами всех государств прав и свободы морского и речного судоходства и воздушной навигации, как это предусматривается в международном праве; ii) прав Договаривающейся стороны, в которую экспортируются для переработки радиоактивные отходы, возвратить или обеспечить возвращение государству происхождения радиоактивных отходов и других продуктов переработки; iii) права Договаривающейся стороны экспортировать свое отработавшее топливо для переработки; iv) прав Договаривающейся стороны, в которую экспортируется для переработки отработавшее топливо, возвратить или обеспечить возвращение государству происхождения радиоактивных отходов и других продуктов, образовавшихся в результате операций по переработке. |
Ввоз ОЯТ на предприятия Российской Федерации осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами и российской нормативной правовой базой, в частности это: - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о научно-техническом и экономическом сотрудничестве в области атомной энергетики от 14 января 1993 г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Болгария о сотрудничестве в области атомной энергетики от 19 мая 1995 г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 22 декабря 1997 г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 23 сентября 1993 г.;
- Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04);
- Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99);
- Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) и др.
Нормативный документ НП-053-04 разработан с учетом рекомендаций МАГАТЭ, представленных в документе "Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов. Издание 1996. N ST-1, МАГАТЭ, 1996". В этом документе учтены исправления и изменения, представленные МАГАТЭ в документе "Regulations for the Safe Transport of Radioactive Material. 1996 Edition (Revised). N TS-R-1 (ST-1, Revised), IAEA, 2000". Ежегодный объем ОЯТ, ввозимого на территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Одним из обязательных условий ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств отработавшего топлива для осуществления временного технологического хранения и (или) переработки является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующего единого проекта. Единый проект - документы, подготовленные в связи с предполагаемым заключением внешнеторгового контракта на осуществление операций с облученными сборками, подлежащие государственной экологической экспертизе, разработанные и согласованные в соответствии с установленными требованиями, в том числе: - проект внешнеторгового контракта;
- специальная экологическая программа (программы), реализация которой осуществляется за счет средств, поступающих от внешнеторговых операций с облученными сборками;
- материалы, обосновывающие общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации единого проекта, а также сроки временного технологического хранения облученных сборок и продуктов переработки, предусмотренные внешнеторговым контрактом.
В соответствии с действующими контрактами ввоз отработавшего топлива осуществляется из Украины и Болгарии, а также завершен ввоз отработавшего топлива исследовательского реактора Института ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан с транзитом через территорию Республики Казахстан. Контрактами предусмотрен возврат отвержденных радиоактивных отходов от переработки и хранения отработавшего топлива в Украину, Республику Болгария и Республику Узбекистан соответственно. Транспортирование упаковок с отработавшим топливом украинских атомных станций осуществляется в прямом (бесперегрузочном) железнодорожном сообщении. Транспортирование упаковок с отработавшим топливом АЭС "Козлодуй" (Болгария), выполняется с использованием водного и железнодорожного транспорта, т.к. АЭС расположена на реке Дунай и не имеет подъездных железнодорожных путей. Для перевозки упаковок по реке Дунай с АЭС "Козлодуй" используется несамоходная баржа "Наутилус"; перегрузка упаковок на железнодорожный транспорт производится в речных портах Рени (республика Молдова) и Измаил (Украина). Перевозка по территории России, независимо от выбора маршрута, осуществляется только железнодорожным транспортом. При этом: - используются сертифицированные транспортные упаковочные комплекты, причем обоснование конструкции упаковок на соответствие ее требованиям правил по безопасной перевозке радиоактивных материалов выполнено как расчетными методами, так и экспериментальными исследованиями на макетах упаковочного комплекта и его составных частей. Результаты данных обоснований конструкции упаковок и безопасности ее перевозки изложены в различных расчетах, расчетно-пояснительных записках, отчетах, актах, заключениях;
- используются специальные вагоны и специальные суда для перевозки упаковок;
- организуется перевозка специальными поездами с применением особых категорий перевозки (литерный поезд);
- организуется постоянный контроль за перевозками.
Все перевозки выполняются в полном соответствии с международно-правовыми нормами и нормативной правовой базой Болгарии, Украины и России, а также Узбекистана и Казахстана, и только при наличии разрешения на транспортирование соответствующего компетентного органа этих государств. При обосновании обеспечения безопасности ввоза отработавшего топлива и обращения с ним руководствуются и рядом ведомственных нормативных актов, таких как: - Отработавшие тепловыделяющие сборки ядерных исследовательских реакторов. ОСТ 95 10297-95;
- Сборки тепловыделяющие отработавшие в ядерных энергетических реакторах ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 атомных станций Украины. Технические условия на поставку заводам регенерации России, ОСТ 95 10297-95;
- Отработавшие тепловыделяющие сборки ядерных энергетических реакторов типа ВВЭР. Общие требования к поставке на заводе регенерации. ОСТ 95 745-95;
- Сборки тепловыделяющие отработавшие в ядерных энергетических реакторах ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 АЭС "Козлодуй". Технические условия 2615-ТУ.
Перевозка отработавшего ядерного топлива атомных электростанций с реакторами ВВЭР-440 на ФГУП "ПО "Маяк" осуществляется в транспортных упаковочных комплектах ТУК-6 на основании действующего в настоящее время сертификата-разрешения RU/042/B(M)F-85T (Rev.5) в порядке, определенном лицензией Ростехнадзора на обращение с ядерными материалами при их транспортировании № ГН-05-401-1412 от 01.05.2005. Перевозка отработавшего ядерного топлива атомных электростанций с реакторами ВВЭР-1000 на ФГУП "ГХК" осуществляется в транспортных упаковочных комплектах ТУК-13/1В, ТУК-10В и ТУК-13В в порядке, определенном лицензией Ростехнадзора на обращение с ядерными материалами при их транспортировании № ГН-05-401-1386 от 28.02.2005, на основании действующих в настоящее время: - сертификата-разрешения на конструкцию упаковки и перевозку на транспортный упаковочный комплект ТУК-13/1В RU/052/В(U)F-96Т,
- сертификата-разрешения на конструкцию упаковки и перевозку на транспортный упаковочный комплект ТУК-10В RU/048/В(М)F-96Т,
- сертификата-разрешения на конструкцию упаковки и перевозку на транспортный упаковочный комплект ТУК-13В RUS/046/В(U)F-96Т.
27 мая 2004 г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, российского (советского) происхождения. В соответствии с ним, ядерное топливо российского происхождения, потенциально пригодное для производства ядерного оружия, будет возвращено обратно в Россию. К 2010 году предполагается возвратить в Россию и переработать отработавшее ядерное топливо всех исследовательских реакторов, построенных в бывших республиках СССР и в зарубежных странах. В настоящее время успешно завершен вывоз отработавшего топлива исследовательского реактора Академии наук Республики Узбекистан. За период 1995-2005 гг. осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации около 3000 тонн отработавшего топлива.
|