Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Первый Национальный доклад РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

Раздел I.  Трансграничное перемещение (Статья 27)

 

Статья 27.  Трансграничные перемещения

27-1  Каждая Договаривающаяся сторона, вовлеченная в трансграничное перемещение,
принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы такое перемещение осуществлялось
с соблюдением положений настоящей Конвенции и относящихся к данному вопросу
международно-правовых документов, имеющих обязательную силу.
При этом:
     i) Договаривающаяся сторона - государство происхождения принимает соответствующие
меры для обеспечения того, чтобы трансграничное перемещение было разрешено и происходило
только по предварительному уведомлению и с согласия государства назначения;
     ii) трансграничное перемещение через государства транзита осуществляется при
условии выполнения тех международных обязательств, которые соответствуют конкретным
используемым видам транспорта;
     iii) Договаривающаяся сторона - государство назначения дает согласие на трансграничное
перемещение только в том случае, если она имеет административные и технические возможности,
а также регулирующую основу, необходимую для обращения с отработавшим топливом или
с радиоактивными отходами таким образом, чтобы это соответствовало настоящей Конвенции;
     iv) Договаривающаяся сторона - государство происхождения разрешает трансграничное
перемещение только в том случае, если оно в соответствии с согласием государства назначения
может удостовериться в том, что требования подпункта Hi) удовлетворены до начала трансграничного
перемещения;
     v) Договаривающаяся сторона - государство происхождения принимает соответствующие меры
для выдачи разрешения на возвращение на свою территорию, если трансграничное перемещение
не осуществлено или не может быть осуществлено в соответствии с настоящей статьей при условии,
что не могут быть осуществлены альтернативные безопасные мероприятия.
27-2  Договаривающаяся  сторона  не  выдает  лицензии  на  отправку   своего отработавшего топлива
или своих радиоактивных отходов для хранения или захоронения в место назначения южнее 60 градусов
южной широты.
27-3  Ничто в настоящей Конвенции не ущемляет или не затрагивает:
     i) осуществления судами и летательными аппаратами всех государств прав и свободы морского и речного
судоходства и воздушной навигации, как это предусматривается в международном праве;
     ii) прав Договаривающейся стороны, в которую экспортируются для переработки радиоактивные отходы,
возвратить или обеспечить возвращение государству происхождения радиоактивных отходов и других
продуктов переработки;
     iii) права Договаривающейся стороны экспортировать свое отработавшее топливо для переработки;
     iv) прав Договаривающейся стороны, в которую экспортируется для переработки отработавшее топливо,
возвратить или обеспечить возвращение государству происхождения радиоактивных отходов и других
продуктов, образовавшихся в результате операций по переработке.

 

Ввоз ОЯТ на предприятия Российской Федерации осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами и российской  нормативной правовой базой, в частности это:

  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о научно-техническом и экономическом сотрудничестве в области атомной энергетики от 14 января 1993 г.;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Болгария о сотрудничестве в области атомной энергетики от 19 мая 1995 г.;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 22 декабря 1997 г.;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 23 сентября 1993 г.;
  • Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04);
  • Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99);
  • Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) и др.

Нормативный документ НП-053-04 разработан с учетом рекомендаций МАГАТЭ, представленных в документе "Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов. Издание 1996. N ST-1, МАГАТЭ, 1996".

В этом документе учтены исправления и изменения, представленные МАГАТЭ в документе "Regulations for the Safe Transport of Radioactive Material. 1996 Edition (Revised). N TS-R-1 (ST-1, Revised), IAEA, 2000".

Ежегодный объем ОЯТ, ввозимого на территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Одним из обязательных условий ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств  отработавшего топлива для осуществления временного  технологического  хранения и (или) переработки  является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующего единого проекта.

Единый проект - документы, подготовленные в связи с предполагаемым заключением внешнеторгового контракта на осуществление операций с облученными сборками, подлежащие государственной экологической экспертизе, разработанные и согласованные в соответствии с установленными требованиями, в том числе:

  • проект внешнеторгового контракта;
  • специальная экологическая программа (программы), реализация которой осуществляется за счет средств, поступающих от внешнеторговых операций с облученными сборками;
  • материалы, обосновывающие общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации единого проекта, а также сроки временного технологического хранения облученных сборок и продуктов переработки, предусмотренные внешнеторговым контрактом.

В соответствии с действующими контрактами ввоз отработавшего топлива осуществляется из Украины и Болгарии, а также завершен ввоз отработавшего топлива исследовательского реактора Института ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан с транзитом через территорию Республики Казахстан.

Контрактами предусмотрен возврат отвержденных  радиоактивных отходов от переработки и хранения отработавшего топлива в Украину, Республику Болгария и Республику Узбекистан соответственно.

Транспортирование упаковок с отработавшим топливом украинских атомных станций осуществляется в прямом (бесперегрузочном) железнодорожном сообщении.

Транспортирование упаковок с отработавшим топливом АЭС "Козлодуй" (Болгария), выполняется с использованием водного и железнодорожного транспорта, т.к. АЭС расположена на реке Дунай и не имеет подъездных железнодорожных путей.

Для перевозки упаковок по реке Дунай с АЭС "Козлодуй" используется несамоходная баржа "Наутилус"; перегрузка упаковок на железнодорожный транспорт производится в речных портах Рени (республика Молдова) и Измаил (Украина).

Перевозка по территории России, независимо от выбора маршрута, осуществляется только железнодорожным транспортом. При этом:

  • используются сертифицированные транспортные упаковочные комплекты, причем обоснование конструкции упаковок на соответствие ее требованиям правил по безопасной перевозке радиоактивных материалов выполнено как расчетными методами, так и экспериментальными исследованиями на макетах упаковочного комплекта и его составных частей. Результаты данных обоснований конструкции упаковок и безопасности ее перевозки изложены в различных расчетах, расчетно-пояснительных записках, отчетах, актах, заключениях;
  • используются специальные вагоны и специальные суда для перевозки упаковок;
  • организуется перевозка специальными поездами с применением особых категорий перевозки (литерный поезд);
  • организуется постоянный контроль за перевозками.

Все перевозки выполняются в полном соответствии с международно-правовыми нормами и нормативной правовой базой Болгарии, Украины и России, а также Узбекистана и Казахстана, и только при наличии разрешения на транспортирование соответствующего компетентного органа этих государств.

При обосновании обеспечения безопасности ввоза отработавшего топлива и обращения с ним руководствуются и рядом ведомственных нормативных актов, таких как:

  • Отработавшие тепловыделяющие сборки ядерных исследовательских реакторов. ОСТ 95 10297-95;
  • Сборки тепловыделяющие отработавшие в ядерных энергетических реакторах ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 атомных станций Украины. Технические условия на поставку заводам регенерации России, ОСТ 95 10297-95;
  • Отработавшие тепловыделяющие сборки ядерных энергетических реакторов типа ВВЭР. Общие требования к поставке на заводе регенерации. ОСТ 95 745-95;
  • Сборки тепловыделяющие отработавшие в ядерных энергетических реакторах ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 АЭС "Козлодуй". Технические условия 2615-ТУ.

Перевозка отработавшего ядерного топлива атомных электростанций с реакторами ВВЭР-440 на ФГУП "ПО "Маяк" осуществляется в транспортных упаковочных комплектах ТУК-6 на основании действующего в настоящее время сертификата-разрешения RU/042/B(M)F-85T (Rev.5) в порядке, определенном лицензией Ростехнадзора на обращение с ядерными материалами при их транспортировании № ГН-05-401-1412 от 01.05.2005.

Перевозка отработавшего ядерного топлива атомных электростанций с реакторами ВВЭР-1000 на ФГУП "ГХК" осуществляется в транспортных упаковочных комплектах ТУК-13/1В, ТУК-10В и ТУК-13В в порядке, определенном лицензией Ростехнадзора на обращение с ядерными материалами при их транспортировании № ГН-05-401-1386 от 28.02.2005, на основании действующих в настоящее время:

  • сертификата-разрешения на конструкцию упаковки и перевозку на транспортный упаковочный комплект ТУК-13/1В  RU/052/В(U)F-96Т,
  • сертификата-разрешения на конструкцию упаковки и перевозку на транспортный упаковочный комплект ТУК-10В  RU/048/В(М)F-96Т,
  • сертификата-разрешения на конструкцию упаковки и перевозку на транспортный упаковочный комплект ТУК-13В  RUS/046/В(U)F-96Т.

27 мая 2004 г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, российского (советского) происхождения.

В соответствии с ним, ядерное топливо российского происхождения, потенциально пригодное для производства ядерного оружия, будет возвращено обратно в Россию.

К 2010 году предполагается возвратить в Россию и переработать отработавшее ядерное топливо всех исследовательских реакторов, построенных в бывших республиках СССР и в зарубежных странах.

В настоящее время успешно завершен вывоз отработавшего топлива исследовательского реактора Академии наук Республики Узбекистан.

За период 1995-2005 гг. осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации около 3000 тонн отработавшего топлива.

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024