Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Первый Национальный доклад РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

Раздел H.  Безопасность обращения с РАО (Статьи 11-17)

 

Статья 11.  Общие требования в отношении безопасности

Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры
для обеспечения того, чтобы на всех стадиях обращения с радиоактивными
отходами осуществлялась надлежащая защита отдельных лиц, общества в целом
и окружающей среды от радиологических   и других рисков.
При этом каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры,
с тем чтобы:
     i)  обеспечить уделение надлежащего внимания вопросам критичности и отвода
остаточного тепла, образующегося в ходе обращения с радиоактивными отходами;
     ii) обеспечить, чтобы образование радиоактивных отходов поддерживалось на
минимальном практически достижимом уровне;
     iii)  учесть взаимозависимость  различных стадий  обращения  с  радиоактивными
отходами;
     iv)  предусмотреть эффективную защиту отдельных лиц, общества в целом
и окружающей среды путем применения на национальном уровне соответствующих
методов защиты, утвержденных регулирующим органом, в рамках своего
национального законодательства, должным образом учитывающего одобренные
на международном уровне критерии и нормы;
     v)  учесть биологические, химические и другие риски, которые могут быть
связаны с обращением с радиоактивными отходами;
     vi)  стремиться избегать действий, имеющих обоснованно предсказуемые
последствия для будущих поколений, более серьезные, чем те, которые
допускаются в отношении нынешнего поколения;
     vii)  не возлагать чрезмерного бремени на будущие поколения.

 

Статья 12.  Существующие установки и практическая деятельность
в прошлом

Каждая  Договаривающаяся  сторона  своевременно  принимает  соответствующие  
меры для рассмотрения:
     i) безопасности любой установки для обращения с радиоактивными
отходами, существующей на момент вступления настоящей Конвенции
в силу для этой Договаривающейся стороны, и обеспечения того, чтобы  в
случае необходимости были выполнены все разумно осуществимые на
практике усовершенствования в целях повышения безопасности такой
установки;
     ii) результатов практической деятельности в прошлом с целью  определения
необходимости какого-либо вмешательства по причинам
радиационной защиты, учитывая, что уменьшение вредного воздействия
в результате сокращения дозы должно быть достаточным для обоснования
ущерба и издержек, в том числе социальных издержек, связанных с таким
вмешательством.

 

Статья 13.  Выбор площадок для предлагаемых установок

13-1  Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры
для обеспечения того, чтобы в отношении предлагаемой установки для
обращения с радиоактивными отходами были установлены и осуществлялись
указанные ниже процедуры:
     i)  оценка всех соответствующих относящихся к площадке факторов,
которые могут оказать влияние на безопасность такой установки в течение
срока ее эксплуатации, а также установки для захоронения после закрытия;
     ii)  оценка вероятного воздействия такой установки на безопасность отдельных
лиц,
общества в целом и окружающей среды с учетом возможных изменений состояния
площадок с установками для захоронения после их закрытия;
     iii)  предоставление общественности информации о безопасности такой
установки;
     iv)  проведение консультаций с Договаривающимися сторонами,
расположенными
вблизи такой установки постольку, поскольку существует вероятность того,
что они могут подвергнуться воздействию со стороны этой установки,
и предоставления
им по их запросу общих данных об установке, необходимых им для оценки
вероятного
воздействия этой установки на безопасность на их территории.
13-2  Действуя таким образом, каждая Договаривающаяся сторона принимает
соответствующие меры для обеспечения того, чтобы такие установки не оказывали
неприемлемого воздействия на другие Договаривающиеся стороны, путем выбора
площадки в соответствии с общими требованиями безопасности, предусмотренными
в статье 11.

 

Статья 14.  Проектирование и сооружение установок

Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры
для обеспечения того, чтобы:
     i) при проектировании и сооружении установки для обращения с радиоактивными
отходами предусматривались соответствующие меры для     ограничения
возможного  радиологического  воздействия  на отдельных лиц, общество в целом
и окружающую среду, в том числе в результате сбросов или неконтролируемых
выбросов;
     ii) на стадии проектирования принимались во внимание концептуальные планы
и в случае необходимости технические положения в отношении снятия
с эксплуатации установки для обращения с радиоактивными отходами, иной,
чем установка для захоронения;
     iii) на стадии проектирования были подготовлены технические положения для
закрытия установки для захоронения;
     iv) технологии, используемые при проектировании и сооружении установки для
обращения с радиоактивными отходами, были подтверждены опытом,
испытаниями или анализом.

 

Статья 15.  Оценка безопасности установок

Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры
для обеспечения того, чтобы:
     i) до начала сооружения установки для обращения с радиоактивными
отходами были проведены системная оценка безопасности и экологическая
экспертиза, соразмерные риску, связанному с установкой, и охватывающие
срок ее эксплуатации;
     ii) кроме того, до начала сооружения установки для захоронения была проведена
системная оценка безопасности и экологическая экспертиза на период после
закрытия, а также оценка результатов на основе критериев, установленных
регулирующим  органом;
     iii) до начала эксплуатации установки для обращения с радиоактивными отходами
были подготовлены обновленные и подробные варианты оценки безопасности и
экологической экспертизы для тех случаев, когда будет признано необходимым
дополнить оценки, упомянутые в пункте i).

 

Статья 16.  Эксплуатация установок

Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры для
обеспечения того, чтобы:
     i) лицензия на эксплуатацию установки для обращения с  радиоактивными
отходами основывалась на соответствующих оценках, о которых говорится  в
статье 15, и зависела от завершения программы ввода в эксплуатацию,
подтверждающей, что сооруженная установка соответствует проекту и
отвечает требованиям безопасности;
     ii) были установлены и по мере необходимости пересматривались
эксплуатационные  пределы и  условия, определенные  на основе испытаний,  опыта
эксплуатации и оценок, о которых говорится в статье 15;
     iii) эксплуатация, техническое обслуживание, контроль, инспектирование
и испытания установки для обращения с радиоактивными отходами
осуществлялись в соответствии с установленными процедурами. В случае
установки для захоронения полученные таким образом результаты
используются для проверки и рассмотрения обоснованности сделанных
допущений и для обновления оценок, о которых говорится в статье 15,
на период после закрытия;
     iv) инженерно-техническая поддержка во всех связанных с безопасностью
областях оказывалась в течение срока эксплуатации установки для обращения
с радиоактивными отходами;
     v) применялись процедуры определения характеристик и сортировки
радиоактивных отходов;
     vi) обладатель лицензии своевременно сообщал регулирующему органу  об
инцидентах, значимых с точки зрения безопасности;
     vii) были разработаны программы сбора и анализа соответствующей
информации об опыте эксплуатации и по результатам в случае необходимости
принимались меры;
     viii) планы снятия с эксплуатации установки для обращения с радиоактивными
отходами, иной, чем установка для захоронения, подготавливались и по мере
необходимости обновлялись с использованием информации, полученной в течение
срока  эксплуатации этой установки, и чтобы они рассматривались регулирующим
органом;
     ix) планы закрытия установки для захоронения подготавливались и по мере
необходимости обновлялись с использованием информации, полученной в течение
срока эксплуатации этой установки, и чтобы они рассматривались регулирующим
органом.

 

Статья 17.  Меры ведомственного контроля после закрытия

Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры  для
обеспечения того, чтобы после закрытия установки для захоронения:
     i) сохранялись учетные документы, касающиеся места нахождения,
конструкции и содержимого указанной установки, требуемые регулирующим
органом;
     ii) в случае необходимости осуществлялся активный или пассивный
ведомственный контроль, такой, как мониторинг или ограничение  доступа;  и
     iii) если в какой-либо период осуществления активного ведомственного
контроля обнаруживается незапланированный выброс радиоактивных
материалов  в  окружающую  среду,  принимались  меры  вмешательства,  когда  это
необходимо.

Целями обеспечения безопасности при обращении с РАО являются:

  • обеспечение надежной защиты персонала и населения от радиационного воздействия РАО сверх установленных нормами радиационной безопасности уровней;
  • обеспечение надежной изоляции РАО от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх пределов, установленных нормами радиационной безопасности;
  • предотвращение выбросов (сбросов) при обращении с РАО в окружающую среду в количестве, превышающем предельно допустимые выбросы (сбросы).

Основные принципы обеспечения безопасности при обращении с РАО аналогичны принципам обеспечения безопасности при обращении с ОЯТ (раздел G.1 – G.7):

  • принцип защиты здоровья человека - обеспечение приемлемого уровня защищенности персонала и населения от радиационного воздействия РАО в соответствии с принципами обоснования, нормирования и оптимизации;
  • принцип охраны окружающей среды - обеспечение приемлемого уровня защищенности окружающей среды от вредного радиационного воздействия РАО;
  • принцип взаимозависимости стадий образования РАО и обращения с ними - учет взаимосвязи между стадиями образования РАО и обращения с ними;
  • принцип контроля за образованием и накоплением РАО - образование и накопление РАО должны ограничиваться на минимально практически достижимом уровне (необходимо отметить положительную тенденцию, наметившуюся в последние несколько лет – объемы переработки РАО в Российской Федерации превышают объемы вновь образующихся РАО, например, за 2004 год были переработаны РАО суммарной активностью 4,68*1018 Бк при образовании РАО суммарной активностью 3,91*1018 Бк);
  • предотвращение аварий с радиационными последствиями и ослабление возможных последствий в случае их возникновения;
  • принцип защиты будущих поколений - прогнозируемые уровни облучения будущих поколений, обусловленные захоронением РАО, не должны превышать допустимых уровней облучения населения, установленных действующими нормативными документами;
  • принцип невозложения чрезмерного бремени на будущие поколения - невозложение на будущие поколения необоснованного бремени, связанного с необходимостью обеспечения безопасности при обращении с РАО.

Вопросы обеспечения безопасности при обращении с РАО в Российской Федерации регламентируются федеральными законами, федеральными и отраслевыми нормами и правилами, санитарными правилами.

Основополагающим документом является Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"» от 21.11.1995 № 170-ФЗ. Статья 48 указанного закона гласит: "При хранении или при захоронении  радиоактивных  отходов  должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов. Хранение или   захоронение   радиоактивных  отходов  допускается только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Хранение или захоронение радиоактивных отходов должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла  ядерной  технологии".

Требования к обеспечению безопасности при сборе, переработке, хранении и кондиционировании соответственно твердых и жидких РАО на ядерных установках, радиационных источниках,  в пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищах РАО установлены федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии НП-019-2000, НП-020-2000 и СПОРО-2002.

Указанные документы распространяются на проектируемые, сооружаемые,  эксплуатируемые  и  выводимые  из  эксплуатации  объекты использования атомной энергии.

Согласно указанным документам, технические  средства  и организационные меры по обеспечению радиационной  безопасности  при   сборе, переработке, хранении и кондиционировании РАО на объектах использования атомной энергии должны определяться, исходя из максимальной допустимой активности РАО на этих объектах, и ограничивать радиационное воздействие на персонал, население и  окружающую среду уровнями, установленными нормами радиационной безопасности (НРБ-99), федеральными нормами и правилами в области  использования  атомной энергии и другими нормативными документами.

В проекте объектов использования атомной энергии должны быть  предусмотрены конкретные технические средства для безопасного сбора, переработки, хранения и кондиционирования РАО.

Общие принципы, критерии и основные требования безопасности в отношении захоронения РАО установлены НП-055-04 и НП-058-04.

Первым документом, в том числе, провозглашаются различные способы захоронения (окончательной изоляции) РАО – приповерхностное, геологическое. Имеющиеся хранилища РАО являются пунктами промежуточного, временного или долговременного хранения.

Вторым документом определяются общие цели и принципы обеспечения безопасности на всех стадиях обращения с РАО в рамках выполнения обязательств по Конвенции.

Все установки по обращению с РАО в обязательном порядке проходят экологическую экспертизу во исполнение требований Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 № 174-ФЗ.

Экологическая экспертиза основывается на следующих основных принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы (большинство ныне действующих российских объектов использования атомной энергии были введены в действие до 1995 года, в связи с чем экологическая экспертиза по ним не проводилась);
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Создание единой государственной системы обращению с ОЯТ и РАО, необходимость которой сформулирована в Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, позволит обеспечить повышение безопасности обращения с радиоактивными отходами на всех этапах их жизненного цикла.

В настоящее время разработаны технологии и установки для кондиционирования основных видов и категорий РАО (Приложение В1).

Однако предстоит разработать технические решения по переработке и кондиционированию некоторых видов РАО (в частности, гетерогенных ЖРО, жидких и твердых САО).

В настоящее время разработан проект "Доктрины обращения с радиоактивными отходами в Российской Федерации", разрабатывается проект федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами", которые позволят повысить уровень безопасности при обращении с РАО.

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024