Раздел F. Другие положения, касающиеся безопасности F.1. Ответственность обладателя лицензии (Статья 21) Статья 21. Ответственность обладателя лицензии 21-1 Каждая Договаривающаяся сторона обеспечивает, чтобы основная ответственность за безопасность обращения с отработавшим топливом или с радиоактивными отходами была возложена на обладателя соответствующей лицензии, и принимает соответствующие меры по обеспечению того, чтобы каждый такой обладатель лицензии выполнял свои обязанности. 21-2 Если такой обладатель лицензии или другая ответственная сторона отсутствует, то ответственность возлагается на Договаривающуюся сторону, которая обладает юрисдикцией над отработавшим топливом или радиоактивными отходами. |
Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" установлено, что всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами несет эксплуатирующая организация, т.е. обладатель лицензии. В соответствии с этим законом эксплуатирующая организация должна обладать полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами, достаточными для осуществления своих функций. Эксплуатирующая организация − это организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная способной эксплуатировать ядерную установку и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по выбору площадки, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. На каждый из указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь лицензию, выданную органом государственного регулирования безопасности, с документально оформленными условиями, которые должны выполняться эксплуатирующей организацией при ведении работ в области использования атомной энергии. Эксплуатирующая организация обязана обеспечивать: - использование ядерной установки только для тех целей, для которых она была создана;
- организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки;
- разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке и по снижению их негативных последствий для работников ядерной установки, населения и окружающей среды;
- реализацию прав работников объектов использования атомной энергии на социально-экономические компенсации;
- учет индивидуальных доз облучения персонала объектов использования атомной энергии;
- разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке;
- разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
- радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
- ответственность за ядерный ущерб.
Перечень основных организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами, имеющими статус эксплуатирующих организаций в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2005 №2186-р, приведен в Приложении F1. Обладатель лицензии несет всю полноту ответственности за: - обеспечение ядерной и радиационной безопасности;
- разработку и реализацию мер по повышению безопасности при обращении с отработавшим топливом и радиоактивными отходами;
- обеспечение радиологической защиты персонала, населения и окружающей среды;
- финансовое обеспечение гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб.
F.2. Людские и финансовые ресурсы (Статья 22) Статья 22. Людские и финансовые ресурсы Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы: i) имелись в наличии квалифицированные кадры, необходимые для осуществления деятельности в области безопасности в течение срока эксплуатации установки для обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами; ii) имелись в наличии достаточные финансовые ресурсы для поддержания безопасности установок для обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами в течение срока их эксплуатации и для снятия с эксплуатации. |
F.2.1. Людские ресурсы (Статья 22 (i)) Нормативные требования Эксплуатирующая организация, осуществляющая деятельность по обращению с отработавшим топливом и радиоактивными отходами, в соответствии с установленными федеральными законами, нормативно-правовыми актами и нормативными документами, должна обеспечить: - укомплектованность работниками, имеющими необходимую квалификацию и допущенными в установленном порядке к самостоятельной работе, до ввода в эксплуатацию ядерной установки;
- подбор, подготовку и поддержание надлежащей квалификации работников ядерной установки;
- систему подбора и подготовки работников, направленную на достижение, контроль и поддержание уровня их квалификации, необходимого для обеспечения безопасной эксплуатации ядерной установки;
- организацию системы допусков работников соответствующей квалификации к разрешенным видам деятельности;
- систематическое проведение противоаварийных тренировок для отработки действий работников при отклонениях от нормальной эксплуатации, включая аварии, и учет опыта прежних ошибок и аварий;
- формирование культуры безопасности работников.
Лицензионные требования и надзор В соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" ответственность за надлежащее обращение с ОЯТ и РАО несет обладатель лицензии. По условиям действия лицензии в части людских ресурсов эксплуатирующая организация берет на себя следующие обязательства: - обеспечивать осуществление разрешенной деятельности только допущенными работниками с соответствующей квалификацией и опытом;
- поддержание численности и уровня квалификации персонала, отвечающего за безопасность;
- наличие планов (мероприятий) по контролю любых изменений в организационной структуре или ресурсах эксплуатирующих организаций, которые могут оказать влияние на безопасность ядерной установки или разрешенной деятельности;
- организацию обучения, проверки, переподготовки и повышению квалификации работников;
- получение разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в соответствии с Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии (постановление Правительства РФ от 3.03.1997 № 240) (квалификационные требования к работникам, получающим разрешения согласно перечню должностей, определяются в отраслевых квалификационных справочниках должностей руководителей и специалистов (служащих), согласованных с Ростехнадзором и Минздравом);
- получение разрешений Ростехнадзора на право ведения определенных работ в области использования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий по обращению с РАО) и предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники (далее именуются - предприятия) в соответствии с Перечнем должностей работников пунктов хранения РАО (специализированных предприятий по обращению с РАО) и предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники (постановление Госатомнадзора России от 19 ноября 2001 г. № 12, РД-07-14-2001).
В центральном аппарате и региональных отделениях Ростехнадзора созданы и действуют комиссии по рассмотрению заявлений и выдаче разрешений работникам эксплуатирующих организаций на право ведения работ в области использования атомной энергии. Органом регулирования безопасности разработаны руководящие указания по организации надзора за обеспечением необходимого уровня квалификации работников, осуществляющих эксплуатацию ядерной установки или пункта хранения (РД-04-28-97, РБ-034-05 и др.). Инспектора Ростехнадзора, осуществляющие надзор за разрешенной деятельностью эксплуатирующих организаций, регулярно рассматривают вопросы организации и осуществления подготовки и допуска работников к ядерно- и радиационно-опасным работам при проведении инспекций. Эксплуатирующая организация в случае привлечения сторонних организаций для выполнения работ, влияющих на обеспечение безопасности, несёт ответственность за квалификацию и опыт привлекаемых работников. Система ведомственной подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров Федеральным органом государственного управления использованием атомной энергии Российской Федерации в установленной сфере, наиболее вовлеченным в деятельность по различным направлениям работы, функциям и обязанностям является Росатом. Важной составляющей деятельности Росатома является поддержка существующей в атомной энергетике и промышленности многоуровневой системы подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров по вопросам безопасности. В ведении Росатома на 01.01.2005 г. находилось 4 высших, 3 средних профессиональных образовательных учреждения, финансируемых из федерального бюджета и 5 институтов повышения квалификации. Подготовку кадров для Росатома ведут и 14 вузов Ростехобразования. Одной из эффективных форм повышения квалификации персонала в области обеспечения безопасности является проведение конференций, совещаний, семинаров и других мероприятий по обсуждению проблемных вопросов и обмену опытом. В целом отраслевая система подготовки кадров способна удовлетворить потребность предприятий и научных учреждений в соответствии с принятой "Стратегией развития атомной энергетики". F.2.2. Финансовые ресурсы (Статья 22 (ii)) Статья 22. Людские и финансовые ресурсы Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы: ii) имелись в наличии достаточные финансовые ресурсы для поддержания безопасности установок для обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами в течение срока их эксплуатации и для снятия с эксплуатации. |
Эксплуатирующая организация совместно с соответствующими органами управления использованием атомной энергии, в соответствии со статьей 34 федерального закона "Об использовании атомной энергии", создает специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации ядерной установки или пункта хранения, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов. Порядок, источники образования и порядок использования данного фонда устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.1997 г. № 367. В соответствии с Правилами отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, производятся отчисления средств на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, включая вывод из эксплуатации (постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.05 г. № 576). В составе пакета документов для получения лицензии Ростехнадзора заявитель должен представить документы, подтверждающие наличие у заявителя источников финансирования работ по обоснованию и повышению безопасности ядерной установки или пункта хранения и их вывода из эксплуатации. Кроме того, в составе пакета документов для получения лицензии Ростехнадзора заявитель должен представить документы, подтверждающие наличие у заявителя предусмотренного законодательством Российской Федерации финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием. Правительство Российской Федерации участвует в возмещении убытков и вреда посредством обеспечения выплат сумм по возмещению убытков и вреда, которые причинены радиационным воздействием и ответственность за которые несет эксплуатирующая организация в той части, в которой причиненные убытки и вред превышают установленный для данной эксплуатирующей организации предел ответственности. В случае, когда эксплуатирующая организация не имеет полного цикла обращения с РАО, при получении лицензии Ростехнадзора она должна подтвердить финансовое обеспечение возможности последующей передачи на захоронение образующихся или находящихся на временном хранении радиоактивных отходов. Некоторые мероприятия по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при обращении с ОЯТ и РАО предусмотрены в ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы" за счет государственного бюджета (Государственный заказчик-координатор – Росатом). В настоящее время ведутся проработки системного подхода к решению проблем, связанных с обращением с РАО, являющимися "ядерным наследием" бывшего СССР. Проблема ликвидации ядерного наследия является комплексной и многоплановой и не может быть полностью решена в течение ближайших лет вследствие экономических и научно-технических проблем. Предполагается, что вопросы финансового обеспечения работ по проведению мониторинга системы захоронения РАО после его закрытия будут определены Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами". F.3. Обеспечение качества (Статья 23) Статья 23. Обеспечение качества Каждая Договаривающаяся сторона принимает необходимые меры для обеспечения того, чтобы разрабатывались и осуществлялись соответствующие программы обеспечения качества в отношении безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами. |
При осуществлении деятельности по обращению с отработавшим топливом и радиоактивными отходами эксплуатирующие организации и организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги, должны гарантировать качество работ и услуг на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации установки посредством надлежащего выполнения программ обеспечения качества. Требования к составу и содержанию программы обеспечения качества определены рядом нормативных документов (НП-041-02, НП-011-99, РБ-003-98), разработанных на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии", федеральных норм и правил в области использования атомной энергии с учетом рекомендаций МАГАТЭ и положений международных стандартов ИСО. Наличие программы обеспечения качества и плана ее реализации является обязательным требованием условий действия лицензии. F.4. Радиационная защита в период эксплуатации (Статья 24) Статья 24. Радиационная защита в период эксплуатации 24-1 Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы в течение срока эксплуатации установки для обращения с отработавшим топливом или с радиоактивными отходами: i) радиационное облучение персонала и населения, вызываемое установкой, поддерживалось на разумно достижимом низком уровне с учетом экономических и социальных факторов; ii) ни один человек в нормальных условиях не получал доз излучения, превышающих установленные национальные дозовые пределы, должным образом учитывающие одобренные на международном уровне нормы в области радиационной защиты; и iii) принимались меры для предотвращения незапланированных и неконтролируемых выбросов радиоактивных материалов в окружающую среду. 24-2 Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы сбросы ограничивались: i) поддержанием радиационного облучения на разумно достижимом низком уровне с учетом экономических и социальных факторов; и ii) таким образом, чтобы ни один человек в нормальных условиях не получал доз излучения, превышающих установленные национальные дозовые пределы, должным образом учитывающие одобренные на международном уровне нормы в области радиационной защиты. 24-3 Неконтролируемые и внеплановые выбросы Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы в течение срока эксплуатации ядерной установки, к которой применяется регулирование, в случае незапланированного или неконтролируемого выброса радиоактивных материалов в окружающую среду принимались соответствующие корректирующие меры с целью контроля за выбросом и смягчения его последствий. |
Законодательно закреплены следующие три основных принципа радиационной безопасности и определен механизм их реализации: - принцип нормирования - непревышение допустимых пределов дозовых нагрузок для населения и персонала;
- принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная человеком и обществом польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
- принцип оптимизации - поддержка на возможно низком и достижимом уровне, с учетом экономических и социальных факторов, индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
Признанные международным сообществом принципы обеспечения радиационной безопасности отражены в российском законодательстве, и в первую очередь, в следующих документах: - Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";
- Нормы радиационной безопасности НРБ-99;
- Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ), НП-016-05.
В законе "О радиационной безопасности населения" учтены рекомендации Международной комиссии по радиологической защите (публикация МКРЗ, 1990 г., № 60) и установлены следующие дозовые пределы облучения в результате использования ИИИ, а следовательно и при обращении с ОЯТ и РАО: - для персонала - средняя годовая эффективная доза равна 0,02 Зв или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 Зв; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 Зв при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 Зв;
- для населения - средняя годовая эффективная доза равна 0,001 Зв или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 Зв; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы (до 0,005 Зв) при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 Зв.
НРБ-99 детализируют требования закона и устанавливают нормативы воздействия ионизирующего излучения, в том числе регламентируют: - облучение персонала и населения в условиях нормальной эксплуатации установки или других техногенных ИИИ;
- облучение персонала при авариях и уровни вмешательства по защите населения в условиях радиационной аварии;
- облучение работников промышленных предприятий и населения природными ИИИ;
- облучение населения за счет медицинских процедур.
ОСПОРБ-99 регламентируют требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от ИИИ, на которые распространяется действие НРБ-99. В Российской Федерации создана система норм и правил, соблюдение которых обеспечивает достижение целей радиационной безопасности: приемлемого ограничения уровней радиационного воздействия на персонал и население на всех стадиях обращения с ОЯТ и РАО. Обеспечение безопасности при обращении с ОЯТ и РАО осуществляется на основе реализации ряда принципов и мероприятий, регламентированных нормативной правовой базой: - принципов обоснования, оптимизации и нормирования;
- обеспечение постоянного мониторинга;
- принципа глубоко эшелонированной защиты, который предполагает создание ряда последовательных уровней защиты от вероятных отказов технических средств и ошибок персонала, включая:
- установление последовательных физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения, ядерных материалов и радиоактивных веществ в окружающую среду;
- обеспечение технических и административных мероприятий по сохранению целостности и эффективности этих барьеров;
- предусмотрение мероприятий по защите населения и окружающей среды в случае разрушения барьеров;
- всесторонней обоснованности и апробированности технических и организационных решений, соответствия их принятым для атомной промышленности нормам и правилам;
- разработки и выполнения программы обеспечения качества на всех этапах обращения с ОЯТ и РАО;
- техническими средствами и организационными мерами, направленными на предотвращение нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации;
- обеспечение учета, контроля и физической защиты ОЯТ и РАО для гарантирования их сохранности.
Жизненный цикл установок по обращению с ОЯТ и РАО, начиная с этапа проектирования и заканчивая этапом вывода из эксплуатации, сопровождается непрерывной деятельностью, направленной на обеспечение безопасности, причем для каждого этапа характерен свой набор задач. Классификация объектов потенциальной радиационной опасности установлена нормативным документом ОСПОРБ-99 (Приложение F2). В зависимости от категории опасности объекта нормативными документами регламентируются специальные требования к условиям его размещения, проектирования, установление размеров санитарно-защитных зон и зон наблюдения, организации работ, системам обеспечения радиационной безопасности персонала и населения как в режиме нормальной эксплуатации объекта, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций. В целях обеспечения защиты населения в районе размещения объекта, устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона и зона наблюдения. В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен осуществляться контроль за радиационной обстановкой. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления. Законодательство определяет правовой режим санитарно-защитной зоны. На ее территории запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию объекта лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. F.5. Аварийная готовность (Статья 25) Статья 25. Аварийная готовность 25-1 Каждая Договаривающаяся сторона обеспечивает, чтобы до начала и в течение эксплуатации установки для обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами имелись соответствующие планы аварийных мероприятий на площадке и, если необходимо, за пределами площадки. Проверки действия таких планов аварийных мероприятий должны проводиться так часто, как это необходимо 25-2 Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры для подготовки и проверки действия планов аварийных мероприятий для своей территории постольку, поскольку существует вероятность того, что она может подвергнуться воздействию в случае радиационной аварийной ситуации на установке для обращения с отработавшим топливом или с радиоактивными отходами вблизи ее территории. |
Вопросы защиты персонала и населения в случае возникновения аварий на установках в России регулируются рядом федеральных законов, нормативных документов и государственных стандартов. Данные документы разработаны с учетом российского и международного опыта и учитывают рекомендации, содержащиеся в следующих руководствах МАГАТЭ по безопасности: - "Готовность государственных органов на случай аварии на атомных электростанциях", серия № 50-SG-G6, Вена, 1982 г.
- "Готовность эксплуатирующей организации (лицензиата) на случай аварии на атомных электростанциях", серия № 50-SG-06, Вена, 1982 г.
Указанными документами определены: - нормы в области защиты граждан Российской Федерации и иностранных граждан, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- принципы организации, состав сил и средств и взаимодействие участников при ликвидации чрезвычайных ситуаций при их возникновении на установках;
- задачи и функции межведомственной группы оказания экстренной помощи.
В Российской Федерации создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охватывающая всю территорию России, организационно и оперативно управляемая Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В ее состав входит функциональная подсистема Росатома - отраслевая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах отрасли. В рамках указанной отраслевой системы функционируют шесть АТЦ со своей зоной ответственности, которые обеспечивают готовность к ликвидации последствий радиационных аварий. F.6. Вывод из эксплуатации (Статья 26) Статья 26. Снятие с эксплуатации Каждая Договаривающаяся сторона принимает надлежащие меры по обеспечению безопасности вывода из эксплуатации ядерной установки. Такие меры предусматривают: i) наличие квалифицированного персонала и достаточных финансовых ресурсов; ii) применение положений статьи 24 в отношении радиационной защиты, сбросов и незапланированных и неконтролируемых выбросов в период эксплуатации; iii) применение положений статьи 25 в отношении аварийной готовности; и iv) ведение документального учета информации, важной для вывода из эксплуатации. |
В соответствии с российской нормативной правовой базой вопрос вывода из эксплуатации установки подлежит рассмотрению и контролю на всех этапах жизненного цикла установки. Выводимые из эксплуатации ЯУ или пункт хранения должны быть укомплектованы работниками, имеющими необходимую квалификацию и допуск к самостоятельной работе в установленном порядке. Проект вывода из эксплуатации ЯУ или пункта хранения должен быть разработан заранее – до окончания срока их эксплуатации: - для установок 1-й категории радиационной опасности объекта (приложение F2) - не менее, чем за 5 лет;
- для установок 2-й категории радиационной опасности объекта - не менее, чем за 3 года;
- для установок 3-й категории радиационной опасности объекта - не менее, чем за 1 год.
Отчет по обоснованию безопасности при выводе установки из эксплуатации является обязательным при подаче заявки на получение лицензии. Мероприятия и технические решения вывода из эксплуатации установки должны соответствовать требованиям действующей нормативной базы, рекомендациям МАГАТЭ, а их реализация должна обеспечить допустимое воздействие на персонал, население и окружающую среду. До начала вывода из эксплуатации ЯУ или пункта хранения эксплуатирующая организация должна обеспечить подготовку планов мероприятий по защите работников и населения в случае возникновения аварии. В период эксплуатации ЯУ и пункта хранения эксплуатирующая организация должна осуществлять документирование и хранение информации, необходимой для вывода из эксплуатации, включая проектную и эксплуатационную документацию.
|