Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Первый Национальный доклад РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

Раздел Е. Законодательная и регулирующая система

E.1. Меры по осуществлению (Статья 18)

 

Статья 18. Меры по осуществлению

Каждая Договаривающаяся сторона в рамках своего национального законодательства
принимает свои законодательные, регулирующие и административные меры и другие шаги,
необходимые для осуществления своих обязательств, вытекающих из настоящей Конвенции.

Действующее законодательство Российской Федерации в области безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами в значительной мере позволяет выполнять обязательства, вытекающие из положений Объединенной конвенции.

Правительство Российской Федерации определит функции, обязанности и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в отношении выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции.

Вступление в силу ФЗ Российской Федерации от 04 ноября 2005г. №139-ФЗ "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами" означает, что действующее российское законодательство не противоречит обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Конвенции.

Конвенция является необходимым элементом системы международного ядерного законодательства в части безопасного обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами.

С принятием указанного ФЗ положения Конвенции стали обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти и организациями, связанными с обращением с ОЯТ и РАО.

Конвенция служит основой для дальнейшего совершенствования российских нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности при обращении с отработавшим топливом и радиоактивными отходами в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из положений Конвенции.

 

E.2. Законодательная и регулирующая основа (Статья 19)

Статья 19. Законодательная и регулирующая основа

19-1  Каждая Договаривающаяся сторона создает и поддерживает законодательную и
регулирующую основу для обеспечения безопасности обращения с отработавшим топливом
и с радиоактивными отходами.
19-2  Эта законодательная и регулирующая основа предусматривает:
     i) введение соответствующих национальных требований в отношении безопасности и
регулирующих положений по радиационной безопасности;
     ii) систему лицензирования деятельности в области обращения с отработавшим топливом
и с радиоактивными отходами;
     iii) систему запрещения эксплуатации установки для обращения с отработавшим топливом
или с радиоактивными отходами без лицензии;
     iv) систему соответствующего ведомственного и регулирующего контроля, а также документации
и отчетности;
     v) принудительные меры для выполнения действующих регулирующих положений и условий
лицензий;
     vi) четкое распределение обязанностей органов, занимающихся различными стадиями
обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами.
19-3  При рассмотрении вопроса о применении регулирования к радиоактивным материалам
в качестве радиоактивных отходов Договаривающиеся стороны должным образом
учитывают цели настоящей Конвенции.

Основные нормативные правовые документы, регулирующие в Российской Федерации отношения в области безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами, приведены в Приложении E.

 

Е.2.1. Законодательная и регулирующая основа для обеспечения безопасности (Статья 19-1)

Статья 19. Законодательная и регулирующая основа

19-1  Каждая Договаривающаяся сторона создает и поддерживает законодательную
и регулирующую основу для обеспечения безопасности обращения с отработавшим топливом
и с радиоактивными отходами.

В Российской Федерации законодательную основу регулирования ядерной и радиационной безопасности персонала, населения и окружающей среды при использовании атомной энергии составляют федеральные законы "Об использовании атомной энергии" от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ с дополнениями и "О радиационной безопасности населения" от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ с дополнением.

Перечень других федеральных законов, используемых при регулировании ядерной и радиационной безопасности при обращении с отработавшим топливом и радиоактивными отходами, приведен в Приложении Е.

Статья 6 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" устанавливает, что федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, в том числе,  к безопасности обращения с ОЯТ и РАО (регулирующая основа).

Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также порядок их разработки определены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1997 года № 1511.

Федеральные нормы и правила, устанавливающие требования к безопасному обращению с отработавшим топливом и радиоактивными отходами, разработаны и введены в действие для различных объектов использования атомной энергии (атомные станции, предприятия топливного цикла, исследовательские реакторы, предприятия народного хозяйства, наука, медицина).

Перечень основных федеральных норм и правил, относящихся к настоящей Конвенции, приведен в Приложении E.

Регулирование безопасности при обращении с отработавшим топливом и радиоактивными отходами осуществляется также на основе руководств по безопасности и руководящих документов органов регулирования безопасности, документов, разрабатываемых органами государственного управления использованием атомной энергии (ведомственные документы), государственных и отраслевых стандартов.

В настоящее время в  Российской Федерации ведется разработка Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами". Срок окончания разработки данного федерального закона (2007 год) установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2005 года №2237-р.

 

Е.2.2. Составляющие законодательной и регулирующей основы (Статья 19-2)

Е.2.2.1. Национальные требования по радиационной безопасности (Статья 19-2 (i))

Статья 19. Законодательная и регулирующая основа

19-2  Эта законодательная и регулирующая основа предусматривает:
     i) введение соответствующих национальных требований в отношении безопасности
и регулирующих положений по радиационной безопасности.  

Перечень основных документов, содержащих требования по радиационной безопасности, приведен в Приложении E.

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"

Закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии. Закон определяет виды деятельности в области использования атомной энергии, подлежащие лицензированию органами государственного регулирования безопасности.

Федеральный закон "О радиационной безопасности населения"

Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Закон устанавливает основные принципы обеспечения радиационной безопасности, основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения.

Значения дозовых пределов облучения персонала и населения, установленные настоящим законом, приведены в разделе F.4.

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Закон определяет правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Закон устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, производственным помещениям, условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека, водным объектам, атмосферному воздуху, почвам.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды"

Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Закон устанавливает основные принципы охраны окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, лимиты на размещение отходов производства.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Закон регулирует отношения в области государственной и общественной экологической экспертизы. Закон определяет объекты и порядок проведения обязательной государственной экологической экспертизы различного уровня, а также объекты и условия проведения общественной экологической экспертизы.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Закон определяет организационно-правовые нормы в области защиты населения, окружающей среды, а также объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон определяет основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок подготовки и реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Трансграничные перевозки

Законодательную основу в Российской Федерации регулирования безопасности при осуществлении трансграничных перевозок ядерных материалов (включая отработавшее топливо), радиоактивных веществ и радиоактивных отходов составляют международные кодексы по перевозке опасных грузов (IMDG, ICAO, RID, ADR) и разработанные на их основе федеральные нормы и правила (приложение Е).

Федеральным законом "Об охране окружающей среды" введен запрет на ввоз на территорию Российской Федерации радиоактивных отходов и определены условия ввоза ОЯТ.

 

Е.2.2.2. Лицензирование деятельности в области обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами (Статья 19-2 (ii))

Статья 19. Законодательная и регулирующая основа

19-2  Эта законодательная и регулирующая основа предусматривает:
     ii) систему лицензирования деятельности в области обращения с отработавшим топливом
и с радиоактивными отходами.    

Статьей 26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" установлено, что любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия лицензии на ее проведение.

Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение лицензий, порядок выдачи и прекращения действия лицензий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 г. № 865.

Перечень видов деятельности, относящихся к ведению настоящей Конвенции, включает:

  • размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  • обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
  • использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  • конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  • проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и осуществляет лицензирование деятельности в области использования атомной энергии.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое органами санитарно-эпидемиологического надзора,  являются обязательными условиями получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отработавшим топливом и радиоактивными отходами.

В развитие положений Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.97 г. № 865 Ростехнадзором утверждены и введены в действие нормативные и руководящие документы, определяющие порядок рассмотрения заявления и документов, представленных для получения лицензии на деятельность в области использования атомной энергии (РД-03-08-2004), а также устанавливающие требования к составу и содержанию документов, обосновывающих обеспечение безопасности лицензируемого вида деятельности (например, НП-051-04, НП-066-05, РД-05-15-2002 и др.).

В целях совершенствования организации работ по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии Приказом Ростехнадзора от 06.09.99 г. № 91 установлено разграничение полномочий центрального аппарата и региональных органов Ростехнадзора по  выдаче лицензий. В соответствии с данным приказом лицензирование ядерной установки или пункта хранения федерального и межрегионального значения осуществляется центральным аппаратом, а установок регионального значения - региональными органами Ростехнадзора.

Освобождение от регулирующего контроля

Законодательство Российской Федерации не предполагает освобождение ОЯТ и РАО от регулирующего контроля.

В соответствии с нормами радиационной безопасности контроль не распространяется на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними:

  • индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв;
  • индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике не более 15 мЗв;
  • коллективную эффективную годовую дозу не более 1 чел.-Зв, либо когда при коллективной дозе более 1 чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы.

Также не вводится никаких ограничений на использование в хозяйственной деятельности любых твердых материалов, сырья и изделий при удельной активности радионуклидов в них менее 0,3 кБк/кг (при условии отсутствия снимаемого радиоактивного загрязнения поверхности материалов и изделий).

По согласованию с федеральным органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для отдельных бета-излучающих радионуклидов могут быть установлены более высокие значения удельной активности сырья, материалов и изделий, годных для неограниченного использования.

 

Е.2.2.3. Система запрещения эксплуатации установки для обращения с РАО и ОЯТ без лицензии
(Статья 19-2 (iii))

Статья 19. Законодательная и регулирующая основа

19-2  Эта законодательная и регулирующая основа предусматривает:
     iii) систему запрещения эксплуатации установки для обращения с отработавшим топливом
или с радиоактивными отходами без лицензии.

Статьей 26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" установлено, что любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия лицензии на ее проведение.

Статьей 14.1 Федерального закона "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ установлено, что осуществление деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

 

Е.2.2.4. Система ведомственного и регулирующего контроля, документации и отчетности
(Статья 19-2 (iv))

Статья 19. Законодательная и регулирующая основа

19-2 Эта законодательная и регулирующая основа предусматривает:
     iv) систему соответствующего ведомственного и регулирующего контроля,
а также документации и отчетности.

Ведомственный контроль

Ведомственный надзор и контроль над деятельностью в области обращения с ОЯТ и радиоактивными отходами, ведение документации и отчетности осуществляются в соответствии с распределением обязанностей органов исполнительной власти и эксплуатирующей организацией.

При этом общими функциями являются:

  • планирование, организация и проведение проверок;
  • разработка отраслевых норм, правил, требований к обеспечению безопасности;
  • анализ планов, несоответствий и нарушений, разработка рекомендаций;
  • организация и участие в выдаче разрешительных документов;
  • организация подготовки и аттестации персонала;
  • проведение и внедрение результатов научно-исследовательских работ.

 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" эксплуатирующая организация разрабатывает и осуществляет мероприятия по контролю над безопасностью ядерной установки,  радиационного источника или пункта хранения.

В случае неспособности эксплуатирующей организации обеспечить безопасность указанных объектов ответственность за безопасность и надлежащее обращение несет соответствующий федеральный орган управления до определения новой эксплуатирующей организации.

Условиями действия лицензий, выдаваемых органом регулирования безопасности, устанавливается, что эксплуатирующая организация должна принимать соответствующие меры для того, чтобы контроль, проверки и испытания оборудования и систем, важных для безопасности, осуществлялись в соответствии с установленными процедурами и графиками.

Регулирующий контроль

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401 Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор:

  • за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии;
  • за условиями действия лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии;
  • за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);
  • за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов.

В соответствии со своими полномочиями Ростехнадзором утверждено и введено в действие "Положение об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии" (РД-03-43-98), а также руководящие документы, определяющие порядок проведения инспекций и круг рассматриваемых в ходе инспекций вопросов (например, РД-05-18-99, РД-05-02-2003 и др.).

Инспектора Ростехнадзора осуществляют государственный надзор за безопасностью всех ядерных установок и пунктов хранения на регулярной основе. Ежегодно Ростехнадзор составляет планы проведения инспекций, как представителями региональных отделений (целевые, оперативные), так и центрального аппарата Ростехнадзора (комплексные).

За каждой ядерной установкой и пунктом хранения, представляющим значительную потенциальную опасность закреплен инспектор Ростехнадзора.

На крупных объектах использования атомной энергии, где размещается ряд потенциально опасных установок, как правило, имеется несколько инспекторов Ростехнадзора (например, ФГУП СХК и др.).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 г. № 865 Ростехнадзор при рассмотрении заявления на выдачу лицензии на осуществление вида деятельности в области использования атомной энергии организует и проводит инспекцию готовности заявителя к проведению данного вида деятельности. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается с учетом результатов проведенной инспекций.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, в том числе в области радиационной безопасности. Указанные органы выдают санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии установки по обращению с ОЯТ и РАО, транспортных средств требованиям санитарных норм и правил (Приложение Е4).

Документация и отчетность

Федеральными нормами и правилами установлены требования об обеспечении эксплуатирующей организацией подготовки и представления в органы государственного регулирования безопасности и в органы государственного управления периодических отчетов о состоянии безопасности ядерной установки и пункта хранения.

Эксплуатирующая организация должна обеспечивать хранение проектной документации, исполнительной документации по сооружению, техническому обслуживанию и ремонту систем (элементов) безопасности и элементов, важных для безопасности, а также материалы расследования нарушений в работе на протяжении всего срока эксплуатации ядерной установки и пункта хранения.

Эксплуатирующая организация должна обеспечивать передачу информации о нарушениях на ядерной установке и пункте хранения в орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в соответствии с установленными требованиями (например, НП-047-03).

 

Е.2.2.5. Меры по выполнению регулирующих положений и условий лицензий (Статья 19-2 (v))

Статья 19. Законодательная и регулирующая основа

19-2  Эта законодательная и регулирующая основа предусматривает:
     v) принудительные меры для выполнения действующих регулирующих
положений и условий лицензий.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.97 г. № 865 Ростехнадзор осуществляет государственный надзор за соблюдением лицензиатом условий, предусмотренных лицензией, и в случае их невыполнения применяет санкции, установленные законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в случае неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, или воспрепятствования осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, а также осуществление деятельности с нарушением условий действия лицензией.

Федеральным законом "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток в случае угрозы жизни или здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 г. № 865  установлено, что при выявлении неизвестных ранее обстоятельств, связанных с безопасностью лицензируемого вида деятельности, при введении в действие новых федеральных норм и правил в области использования атомной энергии Ростехнадзор может затребовать от лицензиата представления дополнительных документов, обосновывающих безопасность лицензируемого вида деятельности и принять решение о внесении изменений в условия действия лицензии.

Ростехнадзор может лишить лицензиата права осуществления вида деятельности, предусмотренного в лицензии, приостановив действие лицензии или аннулировав ее в следующих случаях:

  • нарушение лицензиатом федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии;
  • обнаружение недостоверной информации в документах, представленных для получения лицензии;
  • нарушение лицензиатом условий действия лицензии;
  • невыполнение лицензиатом предписаний Ростехнадзора или других органов государственного регулирования безопасности;
  • невыполнение лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановление ими деятельности лицензиата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

E.2.3.   Распределение обязанностей органов, занимающихся различными стадиями обращения с
отработавшим топливом и радиоактивными отходами
    

Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международному сотрудничеству в этой сфере.

Росатом является органом государственного управления использованием атомной энергии, государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи в соответствии с международной Конвенцией о физической защите ядерного материала и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в МАГАТЭ и других международных организациях.

Федеральное агентство по атомной энергии образовано указом Президента России от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на базе упраздненного Министерства по атомной энергии Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" расширен ряд полномочий Агентства.

Руководство деятельностью Федерального агентства по атомной энергии осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 316 "Об утверждении Положения Федерального агентства по атомной энергии" на Агентство, в частности, возложено выполнение следующих функций:

  • выполняет функции государственного заказчика - координатора работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, а также по снижению радиационной опасности в местах их дислокации, экологической реабилитации объектов, связанных с временным хранением отработавшего ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов;
  • осуществляет функции государственного заказчика - координатора специальных экологических программ;
  • принимает решение о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • ведет государственный регистр ядерных материалов;
  • осуществляет информационное, аналитическое, документационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию Российской Федерации облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства;
  • выдает странам-поставщикам заверения в отношении мирного использования импортируемых ядерных товаров и технологий, обеспечения их физической защиты и условий последующей передачи;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
  • организует профессиональную подготовку работников агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства.

Федеральное агентство по строительству и коммунальному хозяйству уполномочено осуществлять государственное управление использованием атомной энергии в части, касающейся обращения с РАО низкой и средней активности и ИИИ, образующимися вне ядерного и энергетического комплексов страны.

Федеральное агентство по строительству и коммунальному хозяйству подчинено Министерству регионального развития Российской Федерации.

Определенные функции в области управления использованием атомной энергии выполняет ряд агентств и служб. В настоящее время, в соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 года № П7-24549, подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым следующие федеральные органы исполнительной власти будут уполномочены осуществлять государственное управление использованием атомной энергии:

  • Федеральное агентство по атомной энергии, 
  • Федеральное агентство по промышленности, 
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта, 
  • Федеральное агентство по образованию, 
  • Федеральное агентство по науке и инновациям, 
  • Федеральное агентство по энергетике, 
  • Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (в части, касающейся обращения с РАО низкой и средней активности и ИИИ, образующимися вне ядерного и энергетического комплексов страны), 
  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию,
  • Федеральное агентство по недропользованию

являются органами государственного управления использования атомной энергии в отношении подведомственных организаций, а также организаций, координацию и регулирование деятельности которых осуществляют данные органы.

 

Е.2.4. Регулирующий орган (Статья 20)

Статья 20. Органы регулирования

20-1  Каждая     Договаривающаяся     сторона     учреждает   или  назначает регулирующий орган,
на который возлагается реализация   законодательной и регулирующей   основы, упомянутой
в статье 19, и который  наделяется надлежащими   полномочиями, компетенцией и финансовыми
и людскими ресурсами для выполнения порученных ему обязанностей.
20-2  Каждая  Договаривающаяся  сторона  в  соответствии  со своей законодательной и регулирующей
основой принимает соответствующие меры для   обеспечения  эффективной  независимости
регулирующих  функций  от  других функций в тех случаях, когда организации занимаются
как обращением с  отработавшим топливом или с радиоактивными отходами, так и применением
к ним регулирования.

 

Е.2.4.1. Органы регулирования безопасности (Статья 20-1)

Статья 20. Органы регулирования

20-1  Каждая  Договаривающаяся     сторона     учреждает   или  назначает регулирующий орган,
на который возлагается реализация   законодательной и регулирующей  основы, упомянутой 
в статье 19, и который  наделяется надлежащими   полномочиями, компетенцией  и  финансовыми
и людскими ресурсами для выполнения порученных ему обязанностей.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает деятельность специально уполномоченных на то Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 21.01.1997 № 26 были установлены следующие органы государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии (в редакции Указов Президента РФ от 17.04.03 г. № 444, от 20.05.04 г. № 649 и от 11.10.2004 г. № 1304):

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  • Органы санитарно-эпидемиологического надзора (Федеральная служба по надзору  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,  Федеральное медико-биологическое агентство);
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Ростехнадзор,  в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401, является:

  • органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
  • специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
  • специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности (также осуществляет государственный экологический контроль);
  • специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 322, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору за соблюдением санитарного законодательства.

Федеральное медико-биологическое агентство,  в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 г. № 206, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,  в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 712, осуществляет государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     
Полномочия органов государственного регулирования безопасности определены статьей 25 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
      
Компетенция, структура и людские ресурсы органов государственного регулирования безопасности определены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
      
Финансовые ресурсы утверждаются ежегодно Государственной Думой Российской Федерации и Советом Федерации в рамках бюджета Российской Федерации на текущий год.

Взаимодействие между органами регулирования

Указом Президента Российской Федерации от 21.01.1997 № 26 установлено, что органы государственного регулирования безопасности могут заключать соглашения о взаимодействии в целях повышения эффективности государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и исключения дублирования их функций.

Госатомнадзором России (ныне Ростехнадзор) были заключены соглашения с другими органами регулирования безопасности о разграничении полномочий при регулировании безопасности в области использования атомной энергии.

 

Е.2.4.2. Независимость органов регулирования безопасности (Статья 20-2)

Статья 20. Органы регулирования

20-2 Каждая Договаривающаяся сторона в соответствии со своей
законодательной и регулирующей основой принимает соответствующие меры
для   обеспечения   эффективной   независимости   регулирующих   функций  от
других функций в тех случаях, когда организации занимаются как обращением с
отработавшим топливом или с радиоактивными отходами, так и применением к
ним регулирования.

Органы государственного регулирования безопасности независимы от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии, что установлено статьей 24 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 20.05.04 г. № 649).

Руководство деятельностью Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет Президент Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 20.05.04 г. № 649).

Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 20.05.04 г. №649).

Руководство деятельностью Федерального медико-биологического агентства осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 11.10.2004 г. № 1304).

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024