Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Первый Национальный доклад РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

Раздел В. Политика и практика (Статья 32)

Статья 32.   Представление докладов

1. В соответствии с положениями статьи 30 каждая Договаривающаяся сторона представляет
 национальный доклад каждому совещанию Договаривающихся сторон по рассмотрению. В этом докладе
рассматриваются меры, принятые для осуществления каждого из обязательств, закрепленных в
Конвенции.  В отношении каждой Договаривающейся стороны в докладе также рассматриваются ее:
     i) политика в области обращения с отработавшим топливом;
     ii) практика обращения с отработавшим топливом;
     iii) политика в области обращения с радиоактивными отходами;
     iv) практика обращения с радиоактивными отходами;
     v) критерии, используемые для определения и классификации радиоактивных отходов.

 

В.1. Политика в области обращения с ОЯТ

Национальная политика по обращению с ОЯТ базируется на концепции, в основу которой положен принцип, что ОЯТ не является радиоактивными отходами, то есть радиоактивными материалами, не подлежащими для дальнейшего использования. В соответствии с концепцией "ОЯТ является ценным вторичным сырьем для получения компонентов ядерного топлива и ряда радиоактивных изотопов, используемых в медицине, сельском хозяйстве, промышленности".

Стратегическими направлениями в области обращения с ОЯТ являются создание надежной системы долговременного контролируемого хранения ОЯТ, развитие переработки ОЯТ и сбалансированное вовлечение продуктов регенерации ОЯТ в ЯТЦ.

 

В.2. Практика в области обращения с ОЯТ

В настоящем разделе представлена общая информация о национальной практике обращения с ОЯТ.

Безопасность обращения с отработавшим топливом обеспечивается тремя составляющими:

  • техническим обеспечением безопасности объекта (качество проектирования, строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации, наличие необходимых систем контроля, управления и защиты);
  • наличием эффективной нормативно-правовой базы (федеральные законы и другие законодательные акты, определяющие нормы права и принципы ответственности в области ядерной и радиационной безопасности, нормы и правила обеспечения безопасности, руководства, инструкции и другие документы);
  • подготовкой персонала (квалификация, аттестация, допуск к работе, дисциплина, учет человеческого фактора, повышенные требования к критериям здоровья персонала).

Национальная практика России в области обращения с ОЯТ основана на сочетании хранения и переработки ОЯТ.

Кроме приреакторных хранилищ АЭС,  на двух комбинатах Росатома (ГХК и ПО "Маяк") имеются хранилища бассейнового типа для хранения ОЯТ отечественных АЭС и транспортных ядерно-энергетических установок емкостью 6000 и 2500 тонн соответственно.

В Российской Федерации с 1977 года действует завод РТ-1 ФГУП "ПО "Маяк" по переработке ОЯТ проектной производительностью 400 тонн в год. Завод осуществляет переработку ОЯТ энергетических реакторов типа ВВЭР-440 АЭС России и АЭС, построенных по российским проектам, а также БН-350, БН-600, реакторов транспортных ЯЭУ ледоколов и ИР.

ОЯТ российских реакторов

По состоянию на 01.01.2006  в России  эксплуатируется  31 энергоблок суммарной мощностью 23242 МВт. В Приложении B1 приведены данные по состоянию и прогнозу накопления ОЯТ реакторов различного типа.

ОЯТ реакторов типа ВВЭР-440

В России действуют 6 блоков реакторов типа ВВЭР-440 с годовым образованием ОЯТ 87 тонн. После выдержки в приреакторных бассейнах в течение 3-5 лет ОЯТ ВВЭР-440 вывозится на переработку на завод РТ-1 ФГУП "ПО "Маяк".

ОЯТ  реакторов типа ВВЭР-1000

В России работает 9 энергоблоков реакторов типа ВВЭР-1000, ежегодно на них образуется 190 тонн ОЯТ. После выдержки в течение 3-5 лет ОЯТ вывозится с АЭС в централизованное хранилище на ГХК.

ОЯТ реакторов типа РБМК

В настоящее время эксплуатируется 11 российских реакторов типа РБМК-1000. Ежегодно  на них образуется 550 тонн ОЯТ. ОЯТ хранится на АЭС в водной среде в приреакторных бассейнах выдержки и отдельно стоящих хранилищах ОЯТ, переработка ОЯТ не производится. Ныне на площадках АЭС хранится более 10000 тонн ОЯТ общей активностью более 3 млрд. кюри. В настоящее время ОЯТ РБМК с АЭС не вывозится.

ОЯТ реактора типа БН-600 Белоярской АЭС

В реакторе БН-600 ежегодно образуется 6,2 тонны ОЯТ, которое хранится на АЭС и после выдержки направляется на переработку на завод РТ-1.

ОЯТ реакторов АМБ Белоярской АЭС

Два реактора АМБ Белоярской АЭС остановлены в 1989 г. ОЯТ выгружено из реакторов и в настоящее время хранится в чехлах в сухих пеналах (5000 ОТВС) и в мокром хранилище ФГУП "ПО "Маяк" (2200 ОТВС).

ОЯТ реактора ЭГП-6  Билибинской АЭС

Билибинская АЭС состоит из четырех однотипных энергоблоков с реакторами ЭГП-6 (водно-графитовый гетерогенный реактор канального типа). Общее количество  ОТВС – 4600. Все ОЯТ хранится на АЭС.

ОЯТ исследовательских реакторов

В России имеется 31 ИР, из которых действуют 23, на реконструкции - 2, 3 окончательно остановлены и 3 выводится из эксплуатации; кроме того, существует несколько десятков критических и подкритических сборок. В последние годы ОЯТ ИР как накапливалось во временных хранилищах исследовательских центров, так и перерабатывалось.

Вследствие большого разнообразия конструкций твэлов и ОТВС, различий топливных композиций и конструкционных материалов, для ОЯТ каждого ИР, КС и ПКС должно быть принято решение о выборе технологии переработки или долговременного хранения.
 
ОЯТ атомного ледокольного флота

В России эксплуатируются 7 ледоколов: "Арктика" (1975), "Сибирь" (1978), "Россия" (1985), "Таймыр" (1988), "Советский Союз" (1989), "Вайгач" (1990), "Ямал" (1992) и ледокол-литеровоз "Севморпуть" (1988). Ледокол "Ленин" выведен из эксплуатации в 1989 г.

Временное  хранение ОЯТ ледокольного флота осуществляется на плавучих технических базах (ПТБ) "Лепсе", "Лотта" и "Имандра" и на накопительной площадке на ФГУП "Атомфлот", после чего вывозится на ФГУП ПО "Маяк".

В 2006 году  заканчивается строительство хранилища отработавшего ядерного топлива ледокольного флота контейнерного типа (ХОЯТ КТ). После этого, неперерабатываемое на ПО "Маяк" топливо ледокольного флота  будет выгружено из хранилищ ПТБ "Лотта" и передано в контейнерах ТУК-120 для хранения в течение 50 лет на ФГУП "Атомфлот".

ОЯТ зарубежных ректоров

Вне территории России эксплуатируются (эксплуатировались) АЭС с реакторными установками типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-440, а также ИР, которые используют ядерное топливо российского производства. Часть этого топлива возвращалась или будет возвращена в Российскую Федерацию.

Топливо российского производства использовалось и на других АЭС.

Начиная с 1999 г. и по настоящее время международное сотрудничество Российской Федерации в области оказания услуг по обращению с ОЯТ энергетических реакторов осуществлялось  с Болгарией и Украиной, а по обращению с ОЯТ ИР - с Узбекистаном.

По действующим контрактам в хранилище ГХК вывозится топливо реакторов типа ВВЭР-1000, а ОЯТ реакторов типа ВВЭР-440 и ИР - на переработку на ФГУП "ПО "Маяк".

Более подробное описание обращения с ОЯТ зарубежных реакторов приведено в Приложении B1.

 

В.3. Критерии, используемые для определения и классификации радиоактивных отходов

В соответствии с ФЗ "Об использовании атомной энергии", к радиоактивным отходам относятся ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

По агрегатному состоянию РАО подразделяются на жидкие, твердые и газообразные.

К жидким радиоактивным отходам относятся не подлежащие дальнейшему использованию органические и неорганические жидкости, пульпы и шламы, в которых удельная активность радионуклидов более чем в 10 раз превышает значения уровней вмешательства при поступлении с водой, приведенные в приложении П-2 НРБ-99.

К твердым радиоактивным отходам относятся отработавшие свой ресурс радионуклидные источники, не предназначенные для дальнейшего использования материалы, изделия, оборудование, биологические объекты, грунт, а также отвержденные жидкие радиоактивные отходы, в которых удельная активность радионуклидов больше значений, приведенных в приложении П-4 НРБ-99, а при неизвестном радионуклидном составе удельная активность больше:

  • 100 кБк/кг - для источников бета-излучения;
  • 10 кБк/кг - для источников альфа-излучения;
  • 1,0 кБк/кг - для трансурановых радионуклидов.

К газообразным радиоактивным отходам относятся не подлежащие использованию радиоактивные газы и аэрозоли, образующиеся при производственных процессах с объемной активностью, превышающей ДОА, значения которой приведены в приложении П-2 НРБ-99.

По удельной активности жидкие и твердые радиоактивные отходы подразделяются на три категории - низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные.

Численные значения критериев даны  в таблице В1.

Таблица В1. Удельная активность радиоактивных отходов по категориям отходов

 Категория отходов

 Удельная активность, Бк/кг

 β – излучающие радионуклиды

α – излучающие радионуклиды
(исключая трансурановые) 

 трансурановые радионуклиды

 Низкоактивные

 менее 106

 менее 105

 менее 104

 Среднеактивные

 от 106 до 1010

 от 105 до 109

 от 104 до 108

 Высокоактивные

 более 1010

 более 109

более 108

 

Согласно требованиям норм и правил, приповерхностное захоронение ВАО запрещено. Федеральные нормы и правила (НП-055-04) устанавливают допустимые уровни содержания отдельных радионуклидов для приповерхностного захоронения РАО. Значения приведены в приложении В2.

 

В.4. Политика в области обращения с радиоактивными отходами

Государственная политика Российской Федерации в области обращения с РАО предусматривает целенаправленную деятельность по предотвращению отрицательного радиационного воздействия на человека и окружающую среду на всех этапах обращения с отходами (образование, сбор, транспортировка, переработка, хранение, окончательное захоронение).

Основными задачами государственной системы обращения с РАО являются: обеспечение устойчивого развития и защита национальных интересов государства, защита конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и достоверную информацию об ее состоянии.

Государственная политика Российской Федерации формируется на основе:

  • международно-признанных подходов и направлена на обеспечение безопасности обращения с РАО в текущий период и в долгосрочной перспективе;
  • учета фундаментальных научных знаниях в области атомной науки и техники, экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды, охраны здоровья, ядерной, радиационной и общепромышленной безопасности.

В целом она направлена на достижение признанного в международной практике уровня безопасного обращения с РАО.

В настоящее время и на ближайшую перспективу в Российской Федерации оптимальной стратегией считается совершенствование технологий переработки и кондиционирования РАО с последующим контролируемым хранением, обеспечивающими возможности дальнейшего приповерхностного или глубинного захоронения. При этом технические решения должны предусматривать реализацию принципа безопасного обращения с РАО на весь период их потенциальной опасности. Одновременно могут прорабатываться иные варианты обращения с РАО.
     
Правовой основой политики РФ в области обращения с РАО являются Конституция и законодательство Российской Федерации, признанные нормы международного права и положения международных договоров.

Законодательство Российской Федерации в области обращения с РАО регламентируется Конституцией Российской Федерации и включает:

  • Федеральный закон "Об использовании атомной энергии";
  • Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";
  • Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
  • Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и другие законодательные и нормативные акты.

В соответствии с законодательством, Правительством Российской Федерации предусмотрен государственный учет и контроль РВ и РАО, в том числе сведений об образовании, переработке, перемещении и размещении на долговременное хранение и их окончательной изоляции.

Обеспечение безопасности при обращении с РАО является одной из важных составляющих национальной безопасности государства и обязательным условием использования атомной энергии в настоящее время и в будущем.

 

В.5. Практика в области обращения с радиоактивными отходами

Безопасность обращения с радиоактивными отходами обеспечивается тремя составляющими, аналогичными приведенным в разделе В.2 для ОЯТ.

Современная практика обращения с РАО в Российской Федерации характеризуется следующими подходами.

Как правило, АЭС и крупные предприятия ЯТЦ реализуют все стадии сбора, переработки и длительного хранения РАО на своих площадках. Наибольшее количество стадий переработки осуществляется в отношении высоко и среднеактивных ЖРО. В последние годы объемы переработки высокоактивных ЖРО опережают объемы их ежегодного образования, а низкоактивных – практически сравнялись.

Основная масса накопленных высокоактивных отходов – это остеклованные отходы, оболочки твэлов, загрязненное оборудование, отработавшие РИ, находящиеся на ФГУП "ПО "Маяк" и СХК. Эти отходы находятся в специализированных зданиях или сооружениях и изолированы от окружающей среды (Приложение B2). На трех предприятиях ЯТЦ осуществляется закачка низкоактивных и среднеактивных короткоживущих ЖРО в пласты-коллекторы глубокого залегания геологических формаций.
     
Существует сеть региональных предприятий системы "Радон", которые осуществляют прием, как правило, низко и среднеактивных РАО, от организаций, эксплуатирующих ИИИ и РВ. На предприятиях системы "Радон" производится переработка РАО и их длительное хранение. Отдельные предприятии ЯТЦ также передают образующиеся РАО предприятиям системы "Радон".

Переработка и кондиционирование РАО осуществляется на установках следующих типов: спецводоочистки, ионообменная, коагуляционная, упаривания, осадительная, нейтрализации, остекловывания, битумирования, кальцинации, фракционирования, прессования, плавления, дезактивации, сжигания, цементирования, прочих типах установок.

Основной задачей на ближайшие годы является снижение доли отходов, которые хранятся без изоляции от окружающей среды и создание новых мощностей по кондиционированию РАО.

В связи с увеличением объема работ по выводу из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов ожидается увеличение объемов образующихся РАО.

Более подробно вопросы обеспечения безопасности при обращении с РАО приведены в разделе H.

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024