Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Первый Национальный доклад РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

Раздел А. Введение

 

А.1. Цель доклада

Российская Федерация представляет настоящий доклад на рассмотрение второго совещания Договаривающихся сторон Объединенной конвенции  о  безопасности  обращения  с  отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными  отходами (Конвенция).

Цель Национального доклада - информирование о выполнении взятых Российской Федерацией в соответствии с Конвенцией обязательств. Сфера действия Национального доклада дана в разделе С.

 

А.2. Структура доклада

Настоящий доклад является первым Национальным докладом, в котором обобщен подход Российской Федерации к обеспечению безопасности  обращения  с  отработавшим топливом и с радиоактивными  отходами. По форме и структуре доклад подготовлен в соответствии с рекомендациями "Руководящие принципы в отношении формы и структуры национальных докладов" (INFCIRC/604).

В перечисленных ниже разделах доклада рассматривается  выполнение обязательств, вытекающих из Конвенции.

 

 Раздел

Название раздела 

Статья Конвенции 

 A

 Введение 

 B

 Политика и практика 32.1

 C

 Сфера применения 3

 D

 Инвентарные списки и перечни 32.2

 E

 Законодательная и регулирующая система 18-20

 F

 Другие общие положения,
 касающиеся безопасности
 21-26

 G

 Безопасность обращения с отработавшим

 ядерным топливом

 4-17

 H

 Безопасность обращения с
 радиоактивными отходами
 4-17

 I

 Трансграничное перемещение 27

 J

 Изъятые из употребления закрытые источники 28

 K

 Планируемая деятельность по 

 повышению безопасности

 

 L

 Приложения 

 

 

А.3. Основные темы доклада и ближайшие инициативы

Национальная политика Российской Федерации в области развития атомной энергетики и обеспечения ядерной и радиационной безопасности

Принципиальное направление развития энергетики России определено "Энергетической стратегией России до 2020 года", в которой ядерной энергетике предусмотрена значительная роль. В последнее время эта роль еще более возросла в связи постановкой задачи по увеличению доли атомной генерации в общем объеме выработки электроэнергии до 25% и развитию международного сотрудничества в ядерной энергетике.

В 2003 г. Президент  Российской Федерации утвердил "Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".
В этом документе определены долгосрочные цели, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, а также направления программно-целевого планирования и управления в этой области.

Целью государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов на следующих приоритетных направлениях:

  • совершенствование государственного управления и координации работ в области ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь государственной системы обеспечения радиационной безопасности Российской Федерации, осуществляемое с учетом международной практики;
  • совершенствование государственного регулирования в области использования атомной энергии, включая повышение эффективности лицензионной деятельности и экспертиз безопасности в этой области;
  • усиление защиты ядерно- и радиационно-опасных объектов от вредного влияния техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышение защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием атомной энергии и природных источников ионизирующих излучений;
  • совершенствование систем и средств физической защиты объектов использования атомной энергии, повышение их противодиверсионной и антитеррористической устойчивости;
  • интенсификация и совершенствование организации работ по утилизации выведенных из эксплуатации ядерно-опасных объектов и материалов;
  • реабилитация территорий Российской Федерации, на которых сложилась неблагополучная радиационная обстановка;
  • проведение радиационно-эпидемиологических исследований для оценки состояния здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию;
  • совершенствование медицинского обеспечения и системы реабилитации персонала ядерно- и радиационно-опасных объектов и населения;
  • повышение эффективности международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности.

Законодательная и регулирующая система

Регулирование отношений в области обращения с отработавшим топливом и обращения с радиоактивными отходами осуществляется на основе Конституции Российской Федерации как Основного Закона, имеющего высшую юридическую силу и прямое действие, федеральных законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, нормативных актов органов государственного регулирования безопасности и нормативных актов органов управления использованием атомной энергии, стандартов, строительных норм и правил.

К важнейшим законам, прямо направленным на регулирование отношений в области безопасности, относятся Федеральные законы "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В 2001 г. приняты Федеральные законы "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", определивший юридическую норму, согласно которой вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляются на условиях гражданско-правовых договоров, а порядок их вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию определяется Правительством Российской Федерации, и Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории". На базе принятых законов вышел ряд постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ТВС ядерных реакторов.

В 2002 г. принят Федеральный закон "О техническом регулировании". Он устанавливает, что требования к безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, носящие обязательный характер, могут устанавливаться только техническими регламентами. Технические регламенты принимаются федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации.

Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании".

Обязательные требования к безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, в отношении которых в указанный срок не будут приняты технические регламенты, прекращают действие по его истечении.

В связи с этим в настоящее время ведется разработка технических регламентов по ядерной и радиационной безопасности, в которые будут включены обязательные требования, вытекающие из федеральных норм и правил.

В 2003 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 5 Федерального закона "Об использовании атомной энергии". Принятый закон устанавливает, что не имеющие оборонного назначения радиационные источники, радиоактивные вещества и не содержащие ядерных материалов радиоактивные отходы могут находиться не только в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, но и в собственности юридических лиц. При этом указанные лица совершают сделки с упомянутыми выше объектами при наличии разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии, а право собственности на эти объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в 2001 г. принят Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в который вошли, в частности, основные положения из ныне отмененного (в связи с вступлением упомянутого Кодекса в силу) Федерального закона "Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии".

В разделе Е проводится подробное рассмотрение законодательной и регулирующей системы Российской Федерации.

Ближайшие инициативы в регулировании отношений по обращению с РАО

"Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" предполагают необходимость создания в Российской Федерации единой, эффективной, безопасной, экономически целесообразной и социально-приемлемой государственной системы обращения с РАО, обеспечивающей развитие использования атомной энергии для решения задач национальной, энергетической и экологической безопасности и вовлечения в хозяйственный оборот вторичного регенерируемого и утилизируемого сырья.

В соответствии с обязательствами, принятыми Российской Федерацией по выполнению Объединенной конвенции по безопасности обращения с ОЯТ и безопасности обращения с РАО, система обращения с РАО должна предусматривать конечную ответственность государства за обеспечение безопасности обращения с  РАО.

Основными целями создания единой государственной системы обращения с РАО являются:

  • обеспечение государственных гарантий безопасного обращения с РАО;
  • минимизация РАО, образующихся в результате деятельности по обращению с радиоактивными материалами;
  • перевод накопленных РАО в более безопасные формы.

Основные принципы единой государственной системы обращения с РАО:

  • окончательная изоляция РАО;
  • обязательное декларирование организациями, осуществляющими деятельность по обращению с радиоактивными материалами, в результате которой образуются РАО, объемов и параметров получаемых и временно хранимых РАО;
  • обязательная государственная регистрация пунктов хранения и окончательной изоляции РАО;
  • государственная собственность на пункты окончательной изоляции РАО;
  • экономическое стимулирование организаций, осуществляющих деятельность по обращению с радиоактивными материалами, по минимизации объемов и активностей РАО;
  • возможность деятельности организаций любых форм собственности в решении задач по обращению с РАО;
  • наличие государственного управления и государственного регулирования безопасности деятельности по обращению с РАО;
  • разрешительная система (лицензирование) деятельности по обращению с РАО;
  • соответствие международным рекомендациям в вопросах деятельности по обращению с РАО;
  • обеспечение финансирования работ по созданию и эксплуатации пунктов долговременного хранения РАО и их окончательной изоляции, длительность жизненного цикла которых должна обеспечиваться на 100-300 и более лет.
 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024