Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

Отчет по безопасности 2006

 

Предисловие

Руководитель Федерального агентства по атомной энергии С. В. КириенкоСегодня с уверенностью можно говорить, что атомная отрасль России возвращается к своей истори ческой роли, характерными чертами которой являлись масштабность решаемых задач, высочайшие темпы и качество работ, постоянное освоение и внедрение новых технологических идей и разработок. В марте 2006 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным перед отраслью были поставлены сложные задачи, которые уже потребовали и будут требовать далее напряженного и ответственного труда научных, проектно-конструкторских и производственных предприятий отрасли. Потребности развития атомного энергопромышленного комплекса России стимулируют развитие таких важных отраслей промышленности как энергетическое машиностроение, приборостроение, строительный комплекс.

Знаковым событием 2006 года стала разработка Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года». В соответствии с начавшейся программой, в России ежегодно будет закладываться по два энергоблока. Для международной и отечественной практики это очень высокие темпы. Доля производимой на АЭС энергии к 2010 году должна составить 18,5%, а к 2030 году планируется выйти на уровень 30%.

Успешное развитие атомной энергетики и атомной промышленности в целом невозможно без обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности. Двигаясь вперед, нельзя забывать и о проблемах, связанных с начальным периодом деятельности атомной промышленности, когда на первом месте стояла задача укрепления обороноспособности страны. В 2006 году была в основном разработана, а постановлением Правительства РФ 13 июля 2007 года утверждена федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 и на период до 2015 года». При формировании программы мы исходили из принципа максимально возможного решения в ограниченные сроки накопившихся проблем в области ядерной и радиационной безопасности, связанных с прошлой деятельностью.

Следует отметить, что целевая программа не является единственным источником средств на решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности — это повседневная работа производственных и научных коллективов, это деятельность управлений Росатома, регулирующих и надзорных органов, это международное сотрудничество. Выполнение требований ратифицированных Российской Федерацией конвенций в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, требований законодательства Российской Федерации — это обязательное условие использования атомной энергии в оборонных и мирных целях.

Расширяется международное сотрудничество, совершенствуются его формы. Принципиально новым моментом является вопрос о создании международной кооперации по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, международных центров по обогащению урана, и подобный центр уже создается в России, роль ее является ключевой.

Высокие темпы развития диктуют необходимость серьезных перемен в управлении отраслью. Система управления должна быть более гибкой, соответствующей происходящим переменам. В то же время нужно аккумулировать и концентрировать усилия, и при этом нельзя отбрасывать прошлый опыт. Создание Атомэнергопрома—открытого акционерного общества, контроль над деятельностью которого будет осуществлять государство, — позволит сохранить лучшие традиции отрасли. В ближайшей перспективе — создание на базе Федерального агентства по атомной энергии государственной корпорации «Росатом». О необходимости создания такой госкорпорации говорилось в последнем послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В ее состав войдут, помимо ОАО «Атомэнергопром», предприятия ядерного оружейного комплекса, институты фундаментальной науки и предприятия, работающие в сфере ядерной и радиационной безопасности.

В прошлом закрытое ведомство сейчас активно сотрудничает с общественностью. В феврале 2006 года был создан Общественный совет Росатома. Его цель—более широкое привле- чение общественных организаций к выработке политики в области использования атомной энергии, охраны окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности.

Традиционная публикация ежегодных отчетов по безопасности, представляющих весьма широкий объем данных в этой области, является одним из важных элементов большой работы, которая должна обеспечить поддержку развития атомной промышленности у самых широких кругов общественности.

 

Руководитель Федерального агентства по атомной энергии

Image

С. В. Кириенко

 

 

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2024