Новости
Общая информация по ЯРБ
Официальные документы
Мероприятия ФЦП
Основные участники
Конкурсы
Аналитические материалы
Инфографика
Зарубежный опыт
Используемые сокращения
Контакты





Материалы по проблеме
Проблемы ядерного наследия и пути их решения
Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы
Аварийное реагирование
Отраслевые отчеты по безопасности
Отчеты предприятий по экологической безопасности
Национальные доклады РФ о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной Конвенции
Тематический сборник «Ядерная и радиационная безопасность России»
Подходы к оценке и сопоставлению доз, рисков и затрат для целей обоснования отнесения РАО к особым
Стратегический план повышения ядерной и радиационной безопасности объектов РАН
 

Федеральная целевая программа

«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»

Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (далее Программа) разработана в соответствии  с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. №484-р и порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594. Основной разработчик Программы – Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Изменения в Программу были внесены в соответствии со следующими постановлениями Правительства Российской Федерации: № 997 от 24.12.2008 и № 1192 от 31.12.2009.

Главной целью Программы является комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, связанных с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, совершенствованием систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.

Программа рассчитана на 2008-2015 годы, ее реализация осуществляется в два этапа: первый этап-2008-2015 годы, второй этап-2011-2015 годы.

На первом этапе будут осуществлены следующие мероприятия:
• строительство, реконструкция и расширение приоритетных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;
• выполнение работ по строительству опытно-промышленного объекта окончательной изоляции высокоактивных радиоактивных отходов;
• проведение неотложных работ по обеспечению безопасности остановленных ядерно и радиационно опасных объектов;
• создание научно-методической базы и объектов инфраструктуры государственной системы по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;
• создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности;
• проведение комплексных инженерно-радиационных обследований состояния остановленных ядерных установок, пунктов хранения и других объектов ядерного наследия, выполнение предпроектных и проектных работ по переводу объектов в состояние, обеспечивающее долгосрочную экологическую безопасность.

На втором этапе предполагается выполнение следующих мероприятий Программы:
• завершение строительства объектов хранения отработавшего ядерного топлива и обеспечение вывоза отработавшего ядерного топлива, накопленного в пристанционных хранилищах атомных электростанций;
• создание опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива;
• завершение строительства опытно-промышленного объекта окончательной изоляции высокоактивных радиоактивных отходов;
• выполнение работ по переводу остановленных ядерно и радиационно опасных объектов в безопасное состояние;
• вывод из эксплуатации 1-го и 2-го блоков Белоярской атомной электростанции, 1-го и 2-го блоков Нововоронежской атомной электростанции;
• создание необходимой инфраструктуры для вывод из эксплуатации 4 блоков Билибинской атомной электростанции.

Перечень мероприятий сформирован по следующим направлениям:

Направление 1 «Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом»,

Направление 2 «Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью»,

Направление 3 «Создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной эксплуатации и аварий»,

Направление 4 «Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия»,

Направление 5 «Научное, информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности».

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, включая средства организаций, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии.

Общий объем финансирования Программы в течение 2008-2015 годов составляет в ценах соответствующих лет 145,3 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета-129,7 млрд. рублей, из них государственные капитальные вложения -84,1 млрд. рублей, НИОКР-10,7 млрд. рублей, прочие – 34,9 млрд. рублей, за счет субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» - 0,5 млрд. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации- 1,3 млрд. рублей ; за счет внебюджетных источников – 13,8 млрд.рублей.

Ожидаемая экономическая эффективность от реализации мероприятий Программы выражается:
• в предотвращении экономического ущерба за счет предупреждения чрезвычайных ситуаций с радиологическими последствиями на объектах ядерного наследия;
• в экономии бюджетных расходов будущих периодов за счет своевременного решения накопившихся проблем;
• в возможности исключения будущих бюджетных расходов на безопасное содержание объектов, ликвидация которых предусмотрена Программой;
• в повышении конкурентоспособности организаций атомной отрасли и предотвращении утраты экспортного потенциала отрасли;
• в повышении инвестиционной привлекательности атомной отрасли за счет обеспечения ядерной и радиационной безопасности на всех этапах их жизненного цикла.

Ожидаемая социальная эффективность от выполнения мероприятий Программы выражается:
• в создании условий для снижения социальной напряженности в регионах размещения объектов использования атомной энергии;
• в обеспечении приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду обитания объектов использования атомной энергии, источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения;
• в повышении занятости имеющегося высококвалифицированного персонала организаций отрасли и смежных отраслей.

Ожидаемая экологическая эффективность выражается:
• в реабилитации радиационно-загрязненных территорий общей площадью 1482 тыс. кВ. метров;
• в снижении поступления радиоактивных веществ в окружающую среду;
• в переводе радиоактивных отходов суммарной активностью 30х1018 Бк в экологически безопасное состояние.
 

 

 
 
Сайт ФЦП по радиационной безопасности © 2016